Непонятно, о каком разорении страны идёт речь, честно говоря. Петр I был великим государем, великим реформатором. Именно он создал ту Россию, в которой мы живём сейчас и которой мы можем по праву гордиться.
И речь даже не о том, что он приблизил нас к Европе. Он первым смог добиться успехов во внешней торговле. Экспорт в годы его правления резко, в разы, возобладал над импортом, и это, безусловно, способствовало укреплению экономики страны. Простые цифры: в 1726 году объем экспорта составил почти 4,5 миллиона рублей, а импорта – 2 миллиона. При этом внутренний рынок защищали высокие таможенные тарифы.
Несомненно, этому способствовала и успешная внешняя политика Петра I, которая стимулировала, в свою очередь, строительство нового, современного флота.
Поскольку первый Азовский поход, в частности, из-за отсутствия флота закончился для нашей армии неудачно, Петр решил развернуть строительство гребной русской флотилии. В кратчайшие сроки она была построена, и русская армия, уже с моря, вновь осадила Азов. Крепость сдалась, и первый выход России в южные моря был открыт. Южные границы России были в безопасности.
Чтобы обеспечить успех дальнейших завоеваний (Османская империя, Швеция), Петр I начинает строительство полноценного морского флота. Он вводит новые виды податей, отправляет за границу Великое посольство, которое должно было найти союзников против Османской империи. Этого сделать не удалось, зато Посольство смогло пригласить в Россию специалистов по корабельному делу и закупить военное оборудование. Петр и сам ездил за границу, изучал военное дело, кораблестроение, не гнушался работать плотником на верфях Ост-Индской компании.
Вскоре после возвращения из Великого посольства, русская армия была реорганизована по европейскому образцу – началась подготовка к войне со Швецией за выход к Балтийскому морю. В 1702 году Россия захватила крепость Нотебург, а в 1703-м – крепость Ниеншанц в устье Невы. В том же году здесь началось строительство Санкт-Петербурга. Крепость Кронштадт стала базой русского флота. Выход к Балтийскому морю был открыт – этот выход и стал тем самым прорубленным окном в Европу. В дальнейшем (в частности, из-за укрепления Балтийского флота) между Россией и Швецией был заключён Ништадтский мир, который завершил 21-летнюю войну. Россия получила выход в Балтийское море, присоединила территорию Ингрии, часть Карелии, Эстляндию и Лифляндию. Благодаря Петру I Россия стала великой европейской державой.
Строительство военного флота подтолкнуло развитие российской экономики. В России началось строительство новых железоделательных и медеплавильных заводов, обеспечивавших заказы армии и флота, Арсенал и Адмиралтейская верфь, со стапелей которой сошло множество крупных и мелких судов, создание суконных, парусно-полотняных, кожевенных мануфактур, снабжавших армию обмундированием, а флот – парусиной. Стоит отметить, что к 1725 году в России работало 25 текстильных предприятий, впервые были построены бумажные, цементные и сахарные заводы. Только за первую четверть XVIII века в стране было создано около 200 предприятий. При этом главное внимание уделялось металлургии, центр которой переместился на Урал. В разы увеличилась выплавка чугуна в стране, при этом большая часть шла на экспорт. Был прекращён ввоз оружия из Европы, началось активно развиваться производство железных и медных пушек на русских заводах. Кроме того, проводились геологические работы по разведке полезных ископаемых. Наладились торговые связи, развивалась культура, образование, медицина.
Россия процветала. Поэтому присвоение Петру I титула императора всероссийского было более чем оправданным. Он сумел позаботиться не только о настоящем, но и о будущем России.
Напишите свой комментарий, предварительно прочитав правила обсуждения.
Орфография и пунктуация автора сохранены