НОВОСИБИРСК, 9 июл — РИА Новости, Алексей Стрелец. Жители ряда домов, попадающих под снос при строительстве третьего моста в Новосибирске, выезжать отказываются — их не устраивает сумма компенсации. Идут судебные разбирательства, а тем временем стройка уже начинает отставать от графика.
Корреспонденты РИА Новости побывали на стройплощадке и выяснили, что именно не нравится жильцам, почему они хотят больше и как планируют добиваться своего в дальнейшем.
Переулки недовольных
Очертания транспортной развязки, которая соединит улицу Большевистскую с будущим мостом, уже вырисовываются прямо над частными домами.
В 1-м Камышенском переулке безлюдно — на месте одного из домов высятся бетонные сваи. Груда мусора справа от них свидетельствует, что тут дом снесли совсем недавно. Дом напротив ожидает сноса.
"Я вообще-то в 5-м Камышенском живу. Ну а тут так, хозяин уехал, ему все равно уж не пригодится. А вы идите туда, во второй. Там много тех, кого сносить собираются", — мужчина возвращается к своей тележке.
Во 2-м переулке, обнаружив звонок на одной из калиток, беспокоим молодого круглолицего парня, представившегося Васей. Он говорит, что добротный дом в 50 квадратных метров и две сотки земли мэрия оценила в 2,5 миллиона. "Нам в мэрии сказали, что в области столько стоит хороший дом с землей, в Новолуговом. Ну так то ж в области, зачем нам туда?!" — недоумевает Вася.
Суд за отцовский дом
"Никто нам ничего не предлагает. Дают деньги, и уезжайте отсюда. А куда нам всем ехать с такими деньгами? Дом 120 квадратных метров, газ, отопление, вода, все проведено. Вы меня извините, на работу пора", — женщина закрывает окно.
Дальше по переулку поросший высокой травой пустырь. На его месте тоже были дома, но их хозяева с чиновниками давно договорились и переехали. Через пустырь идет разбитая дорога, по которой даже мощные грузовики движутся с трудом. Стройтехника направляется к массивной опоре будущей развязки, напротив которой все еще стоит жилой дом.
Муж собеседницы Алексей, попросивший обращаться к нему без отчества, здесь живет с детства. "Этот дом еще отец мой построил в 50-х, я недавно ремонт сделал капитальный, он еще лет 70 простоит. У кого развалюха, так тот, может, и рад. А я за копейки отдавать не хочу, вот и судимся на старости лет", — говорит Алексей.
За два дома — собственный и принадлежащий их сыну, а также за почти семь соток земли хозяевам предложили 5,8 миллиона рублей. Из этой суммы за собственный дом — 2,7 миллиона. "Мы не просим заоблачные суммы, миллиона четыре нам хватило бы за свой дом и землю", — говорит хозяйка.
Глава народного совета "поселка Камышенского" Светлана Волжанина живет в самом дальнем от улицы Большевистская 10-м Камышенском переулке. Строящийся мостовой переход у нее прямо под окнами, и бетонные конструкции, которые становятся все ближе, она видит каждый день. Активисты регулярно встречаются с чиновниками, даже жаловались на забивающих сваи прямо у забора строителей в Ростехнадзор, но безрезультатно.
"Двенадцать домов — это те, которые сейчас мешают строительству. Остальные, конечно, тоже мешают, но пока не так сильно, с ними они могут и подождать", — говорит Волжанина. При этом, сколько всего осталось недовольных, активисты точно сказать не могут.
Оценку домов по заказу жителей, как говорят активисты, проводил Минюст. И суммы, названные ведомством, в разы превышали предлагаемые местными чиновниками. Теперь вопросы решаются в судах, и кое-кому из несогласных удается дела выигрывать. Двухэтажный кирпичный дом мэрия оценила в 7 миллионов, а по суду, говорит Светлана, хозяева получили не меньше 10-ти.
"Журналисты писали, что она 20 миллионов просила за этот дом, это неправда все. Никогда она не просила 20! Было и несколько других решений в нашу пользу. Обычно не меньше миллиона удается отсудить", — говорит Светлана.
Активисты говорят, что чиновники "пугали" их приставами, которые выселят насильно, да еще и возьмут проценты из суммы за свою работу. Но недовольные заявляют, что никуда не уйдут, будут добиваться своего во всех возможных судебных инстанциях и приставам скажут то же самое.
РИА Новости пока не удалось ни подтвердить, ни опровергнуть в официальных источниках данные о 10 миллионах рублей, запланированных для выплат жителям. Представитель ГУ Минюста России по Новосибирской области сказал, что вопрос стоимости домов не в компетенции ведомства и оно этим не занималось.
В то же время независимые эксперты высказали мнения как в пользу позиции власти, так и в пользу жильцов.
Исполнительный директор аналитической компании Rolband&Partners, занимающейся исследованиями рынка недвижимости в Новосибирске, Александр Астахов считает, что независимо от того, сколько стоят дома, их жильцы должны получить и компенсацию за неудобства.
Сумма компенсации, считает он, должна определяться в каждом случае индивидуально, но в целом должна быть не меньше годового дохода жильцов дома.