МОСКВА, 1 июл — РИА Новости. Директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова, возглавлявшая его 52 года, покидает свой пост, но остается в должности президента музея, а новой его главой станет Марина Лошак, в последнее время занимавшая должность арт-директора МВО "Манеж", сообщил на пресс-брифинге в понедельник министр культуры РФ Владимир Мединский.
Говоря об уходе Антоновой, Мединский отметил, что "это человек-легенда", который сделал ГМИИ знаменитым. При этом он отметил, что у нового директора Марины Девовны Лошак "большой опыт музейной деятельности и работы в частном бизнесе, связанном с искусством". Министр выразил уверенность, что Лошак придаст новый импульс и свежее дыхание нашему замечательному и горячо любимому Пушкинскому музею".
Преемственность поколений
Как рассказал РИА Новости советник президента России, директор музея-усадьбы "Ясная Поляна" Владимир Толстой, Антонова сама выбрала Лошак своей преемницей из нескольких кандидатур.
"Это происходило по плану — Ирина Александровна сама попросила о том, чтобы уйти с поста директора. Нового руководителя назначали по согласованию с ней, было несколько кандидатур, и Антонова встречалась с претендентами на эту должность и одобрила Марину Девовну Лошак. Дальше уже Минкультуры принимало решение по этому поводу", — рассказал Толстой.
Он уточнил, что при выборе кандидатуры для Антоновой было важно, чтобы сохранилась преемственность ее позиции, и она видит эти качества в Лошак. "Будут внесены изменения в устав музея и введена должность президента, которая предполагает и денежное содержание. Президент — это авторитетная должность, которая позволит Антоновой сохранить свои позиции и в музее, и авторитет за пределами России. Для многих не секрет, что лучшие выставки приезжали в Москву, в ГМИИ, благодаря личному авторитету Антоновой. Естественно, она будет влиять на выставочный план музея", — пояснил Толстой.
Сама же Антонова в ходе встречи министра культуры с коллективом ГМИИ также выразила свое отношение к преемнице. "Я приветствую назначение Марины Девовны, считаю, что она в силу достаточно большого опыта способна отследить то многообразие деятельности, которое характеризует наш музей", — сказала Антонова.
Она попросила коллег принять Лошак "со свойственным нашему музею радушием", а также выразила благодарность за возможность продолжить работу в музее — она приказом министра культуры Владимира Мединского назначена на должность президента ГМИИ. "Надеюсь, что опыт, который приобретен мной за эти годы, принесет пользу музею", — заключила она.
Легенда Пушкинского музея: 5 знаменитых выставок Ирины Антоновой >>
Новый директор Лошак сообщила, что приступит к исполнению своих обязанностей с 10 июля, так как сейчас идет активный поиск человека на должность руководителя музейно-выставочного объединения "Манеж", который бы продолжил начатые ею в 2012 году преобразования. По словам главы столичного департамента культуры Сергея Капкова, выбор пока не сделан, никакие официальные документы об уходе Лошак со своего поста не подписаны, и их оформление займет несколько дней.
Антиреволюционный вектор
Что касается вектора управления нового руководителя ГМИИ, то, как ожидается, он останется таким же, как и при Антоновой. Лошак сообщила, что планирует руководить музеем "без революций". "Мы все вместе, без предубеждения, я надеюсь — в абсолютно дружеских касательно друг друга чувствах, с полной ответственностью и осознанием общего дела сможем делать все, чтобы музей развивался", — сказала Лошак коллективу ГМИИ после сообщения о ее назначении.
По ее словам, она намерена сделать все, чтобы ГМИИ "не разрушался, чтобы не происходило никаких революций, чтобы это было естественным путем". "Мы хотим, чтобы этот музей стал еще лучше, еще существенней в своем стратегическом развитии. Очень важно, чтобы не только мы, коллектив музея, но и все, кто связан с ним, понимали и осознавали это общее дело, потому что в будущем речь идет об очень большом развитии Пушкинского музея", — сказала новый директор ГМИИ.
В первую очередь, речь идет о реконструкции музея и превращению комплекса окружающих его зданий в так называемый "Музейный городок" по концептуальному предложению британского архитектора Нормана Фостера. Преобразования уже начаты, однако Антонова ранее неоднократно констатировала, что идут они медленнее, чем планировалось изначально.
"Используя опыт музейных кварталов, которые есть в мире, я понимаю, как это может выглядеть в целом. Путешествуя по ним, мы понимаем, что в них хорошо — а что могло бы быть лучше. Мне кажется, что использование этого опыта — это самое правильное, что может быть. За это время уже много нового появилось и в Вене, и в Берлине, поэтому, делая такую работу сегодня, мы должны сделать ее еще современнее, еще лучше", — рассказала Лошак журналистам.
Что будущее ГМИИ готовит
Новое назначение в ГМИИ специалисты считают замечательной комбинацией и правильным кадровым шагом Минкультуры. Так, директор Мультимедиа арт-музея Ольга Свиблова рассказала РИА Новости, что предстоящий союз директора Лошак и президента Антоновой — очень хороший, при нем "оперативная деятельность ляжет на плечи Лошак, а Ирина Александровна будет транслировать свою стратегию". По мнению Свибловой, с одной стороны, это неожиданная, а с другой — наилучшая комбинация.
В свою очередь, специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой считает, что Марина Лошак обладает всеми качествами, необходимыми для того, чтобы сохранить творческую жизнь ГМИИ и грамотно руководить предстоящими строительными работами по созданию "музейного городка" на Волхонке.
"Я думаю, что это очень правильный кадровый шаг министерства культуры, потому что ГМИИ — это всегда был музей не столько коллекций, сколько событий. Он играл в советской культурной жизни огромную роль, потому что там была Антонова с ее невероятным талантом сочинять события. Кроме того — она женщина бесстрашная, потому что пойти на добровольный уход может не каждый", — отметил Швыдкой.
По его словам, Лошак за последние почти 30 лет своей работы в Москве показала себя "удивительно креативной личностью". "Она умеет сочинять художественные явления, иногда используя явления, в которых только она может разглядеть художественную ценность. То время, которое она работала как частный галерист, и то, как она работала в "Манеже", показывает, что она — человек с большой творческой фантазией. Для ГМИИ это очень важно. Кроме того, она очень серьезный и волевой организатор. Сейчас это важно, потому что перед ГМИИ большое строительство. У нее есть качества, которые позволят сохранить творческую жизнь музея и добиться того, чтобы строители сделали все необходимое для того, чтобы этот музей развивался", — пояснил Швыдкой.
И снова в бой — покой ей только снится
Уход с поста директора ГМИИ Ирины Антоновой получил множество откликов, однако эксперты уверены, что будущее знаменитого руководителя ГМИИ наполнено бурной деятельностью как в сфере культуры, так и в сфере политики.
Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский уверен, что Антонова будет успешно продолжать работу в ГМИИ и других сферах деятельности. "Ирина Александрова не уволена, а заслуженно получила пост президента музея. Это полностью соответствует всем юридическим и этическим нормам. Считаю, что новая должность Антоновой позволит ей и в дальнейшем успешно работать в музее. Ее новая должность поможет продолжить сотрудничество двух великих музеев России", — сказал Пиотровский.
Первый зампредседателя комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко ("Справедливая Россия") считает, что Антонова, вероятно, продолжит работать в многочисленных правительственных комиссиях, в том числе при президенте. "Скорее всего, это связано с возрастом, наверное. Думаю, не связано с тем, чтоб ее обидеть", — сказала РИА Новости Драпеко.
Первый зампред комитета Совфеда по науке, образованию, культуре и информполитике Юрий Солонин призывает не драматизировать ситуацию с уходом Ирины Антоновой с поста директора.
"Влияние Антоновой на музей столь огромно, что будет определять его деятельность долгие годы", — заявил Солонин РИА Новости. Он полагает, что, сохраняя в новом статусе лидерство, Антонова будет продолжать свою работу. "Может быть, имея даже большую свободу и еще большее влияние", — подчеркнул он.
По мнению парламентария, приход нового человека, тем более, если он из школы администрирования Антоновой, ничего не изменит, в музее сохранится та научная, культурная политика, которую проводила бывшая руководитель ГМИИ. Как отметил глава столичного департамента культуры Сергей Капков, без присмотра МВО "Манеж" не останется, все функции на себя возьмет его генеральный директор Ирина Толпина.
Биография
Директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Марина Девовна Лошак родилась 22 ноября 1955 года в Одессе (Украина). Окончила Одесский государственный университет имени Мечникова по специальности "Классическая филология". Работала в Одесском государственном литературном музее, после переезда в Москву в 1986 году работала в Государственном музее Маяковского.
С 1989 года — куратор коллекции банка "Столичный", с 1991 года — сооснователь (вместе с Еленой Языковой и Любовью Шакс) галереи "Роза Азора". С 1998 года — руководитель PR-службы банка "СБС-Агро", затем "атташе по культуре" банка. С 1999 года по 2003 год Лошак занимала должность директора Московского центра искусств на Неглинной, где организовала несколько выставок русского авангарда. С 2004 года — арт-директор галереи Гари Татинцяна. С 2007 года — сооснователь, совладелец (вместе с Марией Салиной) и арт-директор галереи "Проун" на "Винзаводе".
С 2012 года — арт-директор Музейно-выставочного объединения "Манеж" (ранее "Столица"), в состав которого входят выставочные залы "Манеж", "Новый Манеж", "Рабочий и колхозница", "Домик Чехова", Музей-мастерская Народного художника СССР Дмитрия Налбандяна и Музей Вадима Сидура.
Марина Лошак ведет преподавательскую деятельность — читает лекции по менеджменту в сфере культуры. Она — член экспертного совета премии Кандинского, известна как коллекционер наивного искусства и головных уборов. Читайте подробнее в биографии Марины Лошак >>
Экс-директор ГМИИ Ирина Антонова окончила искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ имени Ломоносова, в ГМИИ она пришла в 1945 году, училась в аспирантуре при нем, исследуя искусство Италии эпохи Возрождения. Под ее руководством дважды — в 1974 и в 2008 годах была проведена реорганизация постоянной экспозиции музея, более 30 лет в музее проходят "Декабрьские вечера"
При Антоновой стали реализовываться идеи о расширении музея: появились Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков с жемчужиной собрания — коллекцией импрессионистов, Музей частных коллекций, детский центр "Мусейон".
Весной Антонова была назначена на общественную должность главного куратора федеральных музеев, в этом статусе она должна возглавить комиссию по государственным закупкам для пополнения музейных коллекций. Читайте подробнее в биографии Ирины Антоновой >>
Отставка Ирины Антоновой: причины и комментарии экспертов в подборке материалов РИА Новости >>