МОСКВА, 25 июн — РИА Новости. Фильм "Заговор вокруг лампочки", показ которого прошел в РИА Новости в рамках проекта "Научный понедельник", поднимает целый пласт проблем общества потребления, сформировавшегося во второй половине прошлого века в развитых странах.
Насколько эти проблемы актуальны для нашей страны; что нужно делать, чтобы не быть марионеткой в руках рекламщиков, и может ли постоянное потребление быть полезно общества — такие вопросы обсудили собравшиеся на показе фильма эксперты.
Теория заговора
Фильм "Заговор вокруг лампочки" режиссера-документалиста Козимы Данноритцер посвящен тайному сговору производителей, которые якобы намеренно ограничивают срок службы своих товаров еще с начала 20-го века. Такая стратегия позволяет им продавать как можно больше, получая максимум прибыли. По мысли автора, это формирует общество потребления, в котором люди тратят свои деньги, время, силы, а в конечном счете жизнь, на постоянные покупки. К этому их принуждает и вся индустрия дизайна и рекламы, заставляя то, что не ломается, устаревать морально. Постоянное обновление вещей негативно влияет и на экологию, так как старые вещи превращаются в горы мусора. Как считает автор фильма, в обществе назрел конфликт между производителями и покупателями, уставшими от того, что их принуждают постоянно гнаться за новыми покупками.
Свободный выбор покупателей
Фильм вызывал острую дискуссию между приглашенными РИА Новости специалистами. "Реклама и маркетинг не в состоянии изменять поведение потребителей. Они не могут заставить потребителя делать то, чего он делать не хочет", — считает ведущий эксперт Исследовательского холдинга РОМИР Игорь Березин. Он полагает, что люди осознано и добровольно покупают те товары, которые предполагают быструю замену. Поэтому фирмы, производящие надежные, долгоживущие товары разоряются, остаются те, кто отвечает потребительскому спросу, и никакого заговора тут нет. В целом Березин полагает затронутые в фильме проблемы неактуальными для России, в которой у значительной части населения нет денег на постоянные покупки.
Приложение к кредитке
По мнению сотрудника отдела социальной и политической философии Института философии РАН Дмитрия Кузнецова, фильм не объясняет появления общества потребления. "(Оно) возникает тогда, когда человек уже не нужен системе производства в качестве рабочего. А это происходит именно с развитием научно-технического прогресса во второй половине 20-го века", — поясняет он.
"Производство выводится за пределы мегаполисов, а мы здесь с вами фактически становимся транспортом для кредитной карточки", — продолжает мысль Кузнецова психолог-консультант Ольга Лобач. Она указывает, что покупки — это способ провести время, если человек не знает, на что его потратить. Пока человек не осознает себя как личность, он — часть толпы и будет покупать все, что ему подсунут маркетологи. Развиваясь, он обретает выбор, в том числе, может осознанно решать, нужна ли ему та или иная вещь. В противном случае люди, живущие в мегаполисе, скучают на работе, которая не кажется им важной для общества, и используют покупки, как способ снятия стресса и повышения самооценки. Возможно, для части людей наличие такого времяпрепровождения даже не плохо, считает психолог.
Польза для экологии
Эксперт по коммуникативным стратегиям и краудсорсингу Константин Гаранин отметил, что фильм — это всего лишь пропаганда одной идеи. Да, нам навязывают определенные стереотипы и модели потребления, манипуляция всегда была и есть, соглашается эксперт — вопрос только в цели. По его мнению, ускорение потребления может пойти на пользу окружающей среде, поскольку с ходом технического прогресса технологии производства меняются, становятся более эффективными и безопасными, как и вещи, которые получаются в результате. "Кто хочет, чтобы у него был неэффективный, неэкологичный, вредный вечный товар? Я не хочу. Реально. Я хочу заставить производителей меняться еще быстрее, делая товары экологичнее", — заключил он.