Михаил Щукин, автор серии романов о Новониколаевске и главный редактор краеведческого журнала "Сибирская горница", считает, что Новосибирска могло не быть, город возник "вне плана" благодаря нескольким "импульсам". О том, как это случилось, какую роль сыграли в этом отдельные люди, он рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Григорию Крониху накануне 120-летия города.
- Ваш взгляд на историю Новосибирска можно назвать альтернативным, что значит — благодаря импульсам?
– Как ступени одна за другой толкают ракету на орбиту, так серия импульсов превратила Новосибирск из рабочего поселка в "птицу высокого полета". На мой взгляд, Новосибирск, это город-"нахаленок", выскочка. Создание большого города при станции Обь никем не планировалось. И вдруг за 70 лет вырос миллионник – самый быстрорастущий город мира.
– Первым импульсом для города стало строительство моста, это бесспорно?
– Обычно говорят, что причина развития нашего города – пересечение реки с железной дорогой. Однако на протяжении Транссиба было много рек и много путей пересекалось, но нигде такого всплеска не получилось. Причина, на мой взгляд, в людях. Сюда, в это новое место устремились люди деятельные, которые на свой страх и риск, без разрешений и кредитов готовы были что-то делать. Примеров масса.
Состав учениц был самый демократичный, здесь учились не только дети городской элиты, но девочки из Болотного, Каинска (город Куйбышев), Верх-Ирмени, Коченево. Смирнова хлопотала за тех, у кого не хватало средств "за право учения" в городской казне. Чтобы городское сообщество могло помогать гимназии, госпожу Смирнову попросили передать гимназию в собственность города – она это сделала.
– Гимназия — довольно частный пример, не в ней же причина такого стремительного роста…
Следующий гигантский импульс городу дала война. Когда об этом говорят, то обычно имеют в виду промышленность. А я обращаю внимание на то, что Новосибирск в годы войны стал хранилищем национального искусства. Здесь сберегались коллекции Третьяковской галереи, музея имени Пушкина и других. В недостроенном оперном театре в 1942 году устроили выставку Третьяковки, за полгода ее увидели 100 тысяч человек.
Когда в Новосибирске реставраторы размотали упаковку, оказалось, что куски панорамы испещрены тысячами пробоин. Вот, должно быть, удивились на бюро обкома, когда к ним от реставраторов пришел запрос не на валенки и крупу, а на мед, кедровое масло, осетровый клей и папиросную бумагу со скипидаром. Не думаю, что у нас тогда было много осетрового клея, но для реставрации панорамы его нашли.
– Если в Новосибирске было столько артистов, то гастролеры, наверное, в Сибирь уже не заезжали?
– Почему же, приезжали. Лидия Русланова, например. С ней связана любопытная история: для лучших рабочих и инженеров "Сибсельмаша" организовали концерт Руслановой и выбрали самое большое помещение – клуб "Металлист". Народу набилось столько, что пол был усеян оторванными в давке пуговицами. А в это время Русланова не могла перебраться с правого берега – соединяющие берега понтоны на ночь развели.
– А что в послевоенные годы?
– Следующий толчок – создание Академгородка, опять грандиозный проект, и опять на пустом месте. Причем, по воспоминаниям академика Трофимука, Академгородок опять же никто не планировал в Новосибирске. Еще до выхода постановления правительства Лаврентьев с Христиановичем – еще одним инициатором строительства Академгородка — поехали по Сибири искать место для научного центра.
– Это был последний серьезный импульс?
– Нет, еще один рывок – это массовое строительство жилья в 60-70-е годы. В его начале расселили Каменку – огромный район самостроя, славившийся своим криминальным характером, простиравшийся от центра до речной пристани вдоль реки Каменки. Речку загнали в трубы, район снесли, частью сожгли. Об этом был даже знаменитый репортаж корреспондента АПН Николая Мейсака "Пожар под аплодисменты".
Но чтобы это массовое строительство обеспечить, необходима была инфраструктура, в частности, водопровод и канализация. Общей системы водоснабжения и очистки не было, про сброс отходов в Обь писали, что "пузыри плыли до самого Ледовитого океана". И эту задачу пришлось решать тогдашнему директору "Горводоканала" Василию Соловьеву и председателю горисполкома Ивану Севастьянову.
За несколько лет таких обязательств накопилось на 30 миллионов рублей. Тогда их предъявили как векселя к оплате, но не местным заводам, а их профильным министерствам в Москве. Получилось, что те должны отдать свои лимиты на строительство "Горводоканалу".
Скандал вышел страшный, но министерствам пришлось раскошелиться на новосибирский водопровод и канализацию.
– Это ведь было большое нахальство и риск со стороны новосибирцев – посягать на министерские "пироги"…
– Но дело выгорело! Для сравнения можно сказать, что стоимость новосибирского водопровода сопоставима со стоимостью нашего метро. Если бы в то время не построили систему водоснабжения и канализации, то город не смог бы строиться, он бы просто не обрел нынешнего облика, не стал миллионником. Созданного тогда задела хватает городу и по сей день – на новые дома и микрорайоны.
Собственно, и на местном уровне случались такие же "нахальства". Многие еще помнят Дом Книги на Красном проспекте, но мало кто знает, как он появился. Иван Цыплаков, наш известный краевед, рассказал мне, как было дело. Он тогда служил чиновником высокого ранга – заместителем председателя облисполкома. Цыплаков давно хотел сделать в центре города большой книжный магазин, но не было случая.
И вот в самом центре, на углу Орджоникидзе и Красного проспекта, в здании Потребсоюза освободилось место на первом этаже. Понятно, что претендентов было много. И вот накануне заседания бюро обкома, где должен был решаться вопрос с заселением, Цыплаков позвонил директору книготорга и дал ему срочное задание.
А выступая на следующий день на бюро, сказал: "Я считаю, что то, что вы тут предлагаете по помещению – невозможно, вопрос практически решен. В помещение завезены сочинения классиков марксизма-ленинизма – Ленина, Карла Маркса, решения съездов партии и другая сопутствующая литература. Все уже расставлено на полках. Надо прийти, оценить, высказать критические замечания, там не все еще сделано…".
Ни у кого, конечно, не хватило духу классиков обратно выносить, так и был открыт Центральный дом книги, который отслужил новосибирцам несколько десятилетий.