НОВОСИБИРСК, 21 июн — РИА Новости, Григорий Кроних. Кавалер Ордена Мужества майор полиции Евгений Чернышов 21 июня отмечает свой профессиональный праздник — День кинолога МВД России. Корреспонденты РИА Новости встретились с ним, чтобы узнать — как люди и собаки бок о бок несут общую службу.
Две Чары
"Первые три дня в Грозном были на редкость спокойными, мы выполняли рутинную работу — сопровождали грузы, участвовали в "зачистках", но никаких серьезных происшествий не было, — вспоминает он. — И вдруг начался штурм города. Территория нашей части простреливалась противником, и мы не могли выйти из укрытия. Собаки остались в вольерах, до которых нужно было идти по открытой местности".
"Я в темноте подошел к углу и позвал Чару. Подбежала собака, я схватил ее за ухо — рваное. Наклонился, она меня обняла, "расцеловала", и только когда я отвел ее в помещение, то разглядел, что это не моя Чара. Я передал собаку хозяину и собрался за своей, но тут вернулся солдат в бронежилете и сказал, что он все вольеры открыл. А моя Чара пропала", — вспоминает Чернышов.
Уже по возвращении в Новосибирск выяснилось, что Чара под обстрелом получила контузию, и ее пришлось списать… А Чернышова за эту командировку наградили Орденом Мужества.
Кинолог был… нарушителем
"Первое знакомство с кинологической службой произошло у меня в армии. Я служил в Кремле, и нас возили в питомник "Звезда" в качестве помощников. Мы должны были надеть дрессировочный костюм (защитный, используется для тренировок), проложить след (пройти определенным маршрутом). В общем, нарушителей изображали, интерес к профессии возник тогда", — вспоминает Чернышов.
После армии Евгений решил служить в правоохранительных органах, поступил в полицию.
"За службу у меня было шесть собак: Чара, Алена, Линесса, Ангел, Мильва, Мирта. Две из них достались мне от других кинологов. Собака же государственная, и если кинолог переезжает, переводится — она остается, ее кому-то передают. Поначалу, бывало, даже близко не подпускали, но постепенно, добрым словом, лакомством, прогулками удавалось сблизиться", — говорит собеседник.
Кинологу, считает он, главное — набраться терпения. Были люди, которые приходили, но не смогли работать с собаками и перешли в другие подразделения. Но тот, кто остался, часто дорабатывает до самой пенсии.
Особая статья — ревность. У кинологов бывает по две-три собаки одновременно. Если две и разнополые, то еще ничего, а если обе суки или кобели — ревность неизбежна. С этим кинологам тоже приходится справляться. Иначе не получается — кинологов в штате меньше, чем собак, которых сейчас в питомнике около 60-ти.
В питомнике сейчас находятся немецкие, швейцарские и бельгийские овчарки. Все они неплохи, считает кинолог, но бельгийские с трудом переносят сибирские зимы, их даже приходилось отогревать в тепле. Еще есть лабрадоры и черный русский терьер. Лабрадоры — миролюбивее других пород, и они не ловят преступников, а занимаются розыском оружия и наркотиков.
Молодняк — "Не кормить"
Хозяин вывел показать свою нынешнюю собаку Мирту. Фокстерьерша усиленно махала хвостом, вставала на задние лапы и ластилась к хозяину. Показалось, что она даже кланяется — стоя на задних лапах, складывает передние по-индусски. Евгений отстегнул поводок, и Мирта показала, как умеет ходить по бревну и преодолевать высокую лестницу.
"У меня была собака Мильва, которая служила до 12 лет, занималась общей розыскной работой и поиском боеприпасов. Собаки, как и люди, — разные. Кто-то еле дотягивает до пенсии, а кто-то трудится после. Она, кстати, досталась мне от гражданских — пожилых хозяев. Старики не могли справиться с собакой и отдали в питомник. Сейчас Мильва уже два года живет в Бердске", — рассказывает кинолог.
Маленькая вертлявая Мирта не производит такого серьезного впечатления, как мощные овчарки. Но у каждой собаки — своя профессия, это розыскная работа по следу, поиск наркотиков, поиск оружия и боеприпасов, поиск трупов.
"Овчарок тоже можно научить искать наркотики — это универсальные животные, но небольшую собаку удобнее перевозить, ей легче работать в помещениях — можно запустить в нишу или подсадить на шифоньер", — поясняет кинолог.
Памятник есть, а пенсии нет
Очень несправедливо, что списанным служебным собакам не полагается пенсия. Кинологи их не бросают, конечно, и либо берут питомцев к себе домой, либо ищут людей, у которых собака может дожить свой век.