ВЛАДИВОСТОК, 21 июня – РИА Новости, Илья Горбунов. Избалованная домашняя собака под руководством упорного кинолога может стать хорошим служебным псом. Это доказал кинолог из Приморья Александр Потоцкий, взяв на воспитание необученную немецкую овчарку Вельмахт Пентагон.
Первое кинологическое подразделение, на базе которого потом появилась школа дрессировщиков МВД, было создано 21 июня 1909 года, что послужило исходной точкой для празднования Дня кинологических подразделений служб России. В преддверии этого праздника историю перерождения изнеженного пса в образцовую служебную собаку рассказал РИА Новости прапорщик ГУФСИН России по Приморскому краю Александр Потоцкий.
Жизнь овчарки без службы — скучная
Тринадцать лет кинолог Александр Потоцкий отдал службе в структуре исполнения наказаний. Его первый пес давно "вышел на пенсию", и хозяин отправил его к родственникам в село. Найти, а главное – воспитать нового пса – дело сложное. Служебная собака – это не только напарник, но и лучший друг и член семьи своего хозяина.
"И тут я услышал, что немецкую овчарку отдает один военный офицер. Пришел посмотреть, а там очень красивый пес, с необычной кличкой Вельмахт Пентагон, которую ему дали в питомнике. Очень породистый – мама и папа с множеством наград, но находился он в ужасном состоянии: раскормленный, толстый, непослушный и вальяжный. Разгильдяй, а не псина. К тому же были у него проблемы со здоровьем", — рассказал собеседник агентства.
Капризный характер, непослушание, а также отсутствие времени на воспитание пса стало главной причиной, по которой бывшие хозяева решили готовы отдать собаку. Жена была на последних месяцах беременности, а муж допоздна оставался на службе и не мог заниматься овчаркой. В итоге Пентагон постоянно убегал и порой не появлялся дома по нескольку суток.
"Пёс был совершенно домашним. Несмотря на свою очень хорошую родословную, он явно нуждался в постоянном уходе и внимании. Красивая собака просто не могла постоянно находится дома. Ей нужно было движение и нагрузки. Немецкие овчарки не должны жить в четырех стенах", — отметил собеседник.
Притирка была сложной
Поначалу собака и не собиралась воспринимать Александра как главного. Вела себя настолько нагло, насколько могла себе позволить. Несколько раз пыталась убежать. Для серьезных тренировок пес в таком состоянии явно не годился.
"Пришлось приводить его в порядок. Для начала три месяца строгой диеты – только молочные продукты. У собаки в глазах, кроме грусти и голода, не было ничего. Но понемногу Пентагон стал привыкать. Его физическое состояние улучшилось. Правда, слушаться команд все равно не хотел", — рассказал собеседник.
Полгода ушло на то, чтобы элементарно воспитать овчарку. Были наказания и поощрения, а главное – постоянные беседы с собакой, фактически как с человеком. За это время случались между псом и его хозяином и конфликты, и перемирия, и даже небольшие потасовки. Но все же Пентагон начал понимать, что Александр от него просто так не отстанет, и легкой жизни не будет.
"Собака без душевного контакта с хозяином никаких команд слушаться не будет, а Пентагон был очень своенравным. Но в итоге мы с ним наладили отношения. Правда, играть и резвиться он любит до сих пор. Даже стыдно сказать, вроде серьезный служебный пес, а дома временами ведет себя как щенок", — сообщил кинолог.
Пентагон стал профессионалом
Для того, чтобы пёс стал служебным, он должен не только слушаться команд хозяина, но и понимать, где и что можно делать, в каких ситуациях стоит проявлять инициативу, а в каких — сидеть рядом с хозяином. Александру предстояла непростая задача, ведь Пентагон терпением и послушанием не отличался.
"Изначально, еще когда пёс не готов был меня слушать, я все равно начал обучать его простейшим командам вроде "сидеть" или "лежать". Но когда наступило время для серьезных тренировок, уверенности в его готовности к таким упражнением, как задержание человека или прыжки через огонь, у меня не было. Много скептиков смотреть ходило. Кое-кто пальцем у виска многозначительно вертел", — уточнил кинолог.
"Пентагон долго не мог привыкнуть быть серьезным на занятиях, но в итоге ему они начали нравиться, тем более благодаря правильному питанию и уходу силенок у него значительно прибавилось", — отметил собеседник.
Пес за время тренировок смог настолько освоиться, что начал понимать уже не только жесты, но и мою мимику. Это очень полезное умение, особенно, когда кинолог с собакой находятся в колонии среди заключенных.
"На службу Пентагон официально поступил лишь в прошлом году, но уже зарекомендовал себя как хороший напарник и настоящий служебный пёс. Он вместе со мной нес охрану почти во всех колониях и изоляторах края. Участвовал в кинологических учениях. Нареканий к его работе не было. От домашней собаки в нём в принципе мало что осталось", — сообщил Александр.
В колонии овчарка не может позволить себе никаких излишеств. Её основная функция — психологическое воздействие на заключенных.
"Собака должна быть полностью нейтральна, но при этом само её присутствие, должно показывать бессмысленность попыток побега или бунта. И в этом Пентагон преуспевает. Смотрится он очень внушительно и грозно. Никаких игр и виляния хвостом", — рассказал собеседник агентства.
Пес стал любимцем семьи
Собака, которая почти каждый день находится в тех местах, где её окружают заключенные, должна быть агрессивной. Но за пределами тюремных решёток Вельмахт Пентагон становится очень добродушным псом.
"Когда я его тренировал, я понимал, что эта собака будет жить у меня в квартире, где дети и гости. Поэтому на тренировках овчарку приучали четко понимать, где его дом и все "свои", а где работа и повышенная опасность. К тому же он где-то в душе так и остался немного домашним псом, поэтому любит и ласку и лакомства. Правда на работе это ему не позволяется", — сообщил Александр.
Дома Пентагон – фактически полноправный член семьи, к тому же в него влюблена дочка Александра. Когда собака дома, ребенок не отпускает пса ни на минуту. Овчарка отвечает ей взаимностью.
"Пентагон очень любит детей. Позволяет им делать с ним все что угодно. Такие получаются щенячьи радости. Дочь верещит от счастья, а пёс сияет и виляет хвостом. На работе и при мне такое он себе не позволяет", — уточнил собеседник.
Первую собаку-напарника Александру не позволила оставить дома жена. Пришлось отправить животное на пенсию в деревню к родственникам. Но за второго пса он намерен бороться до последнего.
"Я никому и никогда не отдам Пентагона. Ведь он не только мой напарник, но и мой друг, без которого я вряд ли смогу жить спокойно. Дома вместе и на работе вместе. Мы с ним фактически одним воздухом дышим", — отметил кинолог.