Поздно вечером 20 июня 2011 года пассажирский самолет Ту-134 авиакомпании "РусЭйр", совершавший чартерный рейс из Москвы в Петрозаводск (Республика Карелия), разбился при заходе на посадку в 700 метрах от взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэропорта Петрозаводска.
На борту находились 52 человека, из них 44 погибли при крушении, а трое из восьми пострадавших позже скончались в больницах.
В соответствии с расписанием, 20 июня 2011 года должен был выполняться регулярный рейс по маршруту Домодедово-Петрозаводск-Домодедово на воздушном судне CRJ-100/200 авиакомпанией ЗАО АК "РусЛайн". Но по причине большого пассажиропотока компания "РусЛайн" была вынуждена отменить регулярный рейс. Вместо него выполнялся чартерный рейс на самолете Ту-134 авиакомпанией "РусЭйр".
Самолет Ту-134 вылетел из Домодедово (Москва) в 22.30 мск и должен был приземлиться в аэропорту Бесовец города Петрозаводска в 00.04 мск.
Однако в условиях плохой видимости при заходе на посадку на ВПП аэродрома Петрозаводска самолет уклонился вправо и ниже заданной траектории снижения и аварийно сел на трассу Петрозаводск — Суоярви. При посадке на скорости около 290 километров в час самолет задел деревья по обочинам дороги и накренился на правый борт. Первое столкновение самолета с деревьями произошло в 23.40 мск. Пролетев еще 510 метров, лайнер столкнулся с бруствером дороги практически в перевернутом положении (крен более 90 градусов), разрушился и загорелся. При движении самолет повредил деревья на участке протяженностью около 500 метров, разорвал линию электропередачи.
Пожар, возникший на месте остановки самолета, привел к уничтожению большей части обшивки фюзеляжа и полному выгоранию пассажирского салона самолета. Фрагменты самолета разбросало почти на 300 метров.
На борту воздушного судна находились 43 пассажира (из них детей в возрасте от двух до двенадцати лет – пять человек), четыре члена летного экипажа, три бортпроводника, два авиатехника.
Среди пассажиров на борту находились один гражданин Швеции, один гражданин Нидерландов, двое граждан Украины. Также самолетом летела семья из четырех человек, имеющих двойное гражданство России и США. Остальные пассажиры — жители различных регионов России.
Первыми на месте катастрофы оказались обычные люди, ехавшие в это время по трассе Петрозаводск-Суоярви, и жители близлежащего дачного поселка. Самолет упал всего в 200 метрах от жилых домов. Они оказывали помощь людям до приезда медиков.
Отряды спасателей и пожарных прибыли через 15 минут. Всего к ликвидации последствий катастрофы было привлечено 325 человек и 58 единиц техники, в том числе от МЧС России — 218 человек и 30 единиц техники. Была проведена большая работа по спасению и эвакуации пострадавших, извлечению из разрушенного самолета тел погибших, их опознанию и передаче родственникам для захоронения. В результате проведенных спасательных работ было спасено и эвакуировано с места катастрофы в больницы Петрозаводска восемь человек, трое из которых впоследствии скончались в больницах.
22, 23 и 24 июня в Карелии были объявлены траурными днями по жертвам авиакатастрофы.
23 июня руководство МЧС России наградило медалями, памятными часами и формой МЧС девятерых жителей Карелии и троих пожарных, участвовавших в спасении пострадавших в авиакатастрофе под Петрозаводском. Семеро из них награждены медалями "За отвагу на пожаре", пятеро — "За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации".
В соответствии с Воздушным кодексом РФ были определены страховые выплаты, которые должна была выплатить авиакомпания "Русэйр", — родственникам погибших — по два миллиона рублей, а пострадавшим — по одному миллиону рублей. Кроме того, правительство Карелии приняло решение о выделении родственникам погибших по одному миллиону рублей, а пострадавшим — по 500 тысяч рублей.
21 июня 2011 года по факту жесткой посадки самолета Ту-134 в Карелии было возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта), предусматривающей максимальное наказание сроком до семи лет.
В сентябре 2011 года Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал отчет о крушении Ту-134 под Петрозаводском.
По заключению МАК, причиной катастрофы самолета Ту-134 при выполнении захода на посадку самолета в условиях, хуже метеорологических минимумов аэродрома, явилось непринятие экипажем решения об уходе на второй круг и снижение самолета ниже установленной минимальной безопасной высоты при отсутствии визуального контакта с огнями приближения и наземными ориентирами, что привело к столкновению самолета с деревьями и землей в управляемом полете.
Кроме того, экипажу был предоставлен неправильный прогноз погоды в Петрозаводске, а штурман находился в состоянии легкого алкогольного опьянения, сообщалось в отчете МАК.
Одним из способствующих катастрофе факторов стало неудовлетворительное взаимодействие в экипаже и управление ресурсами со стороны командира судна при выполнении захода на посадку, выразившееся в "подчинении деятельности командира воздушного судна штурману, проявляющему повышенную активность и находящемуся в легкой степени алкогольного опьянения, и фактическом устранении второго пилота из контура управления воздушного судна на конечном этапе аварийного полета", говорится в сообщении МАК.
В июне 2012 года материалы дела в отношении чиновника Росавиации и двух сотрудников аэропорта, являющихся фигурантами дела о катастрофе Ту-134 в Карелии, были выделены в отдельное производство.
В марте 2013 года Главное следственное управление Следственного комитета РФ завершило расследование уголовного дела по факту авиакатастрофы самолета Ту-134, произошедшей под Петрозаводском. Обвинение в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта было предъявлено сотрудникам аэропорта Владимиру Шкарупе и Владимиру Пронину, а начальнику управления радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Росавиации Эдуарду Войтовскому предъявлено обвинение в халатности. Дело в отношении обвиняемых было направлено с обвинительным заключением в Генеральную прокуратуру.
В сентябре 2012 года Юлия Скворцова, работавшая на этом рейсе бортпроводником, получившая травмы и обширные ожоги, перенесшая три операции и затем длительное время находившаяся на стационарном лечении, обратилась в Тверской суд Москвы с иском к авиакомпании "РусЭйр" и страховой компании, в которой она была застрахована как работник.
В декабре 2012 года Тверской суд Москвы постановил взыскать с авиакомпании один миллион рублей в качестве компенсации стюардессе Юлии Скворцовой.
20 июня 2012 года на месте крушения самолета под Петрозаводском открылся мемориал в память о жертвах авиакатастрофы. Автором проекта мемориального комплекса стал карельский художник Александр Ким. Памятник состоит из трех частей: хвоста самолета, взрыва от падения и стелы с символическим изображением 47 птиц, летящих в небо. У мемориального комплекса установлены чугунные плиты с именами всех жертв авиакатастрофы.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости