БАЛИ (Индонезия), 14 июн — РИА Новости, Михаил Цыганов. Вот уже полтора года Сергей Морозов идет вокруг света в одиночку (если не считать кота и двух кошек) на десятиметровой яхте и рассказывает читателям своего блога (лишь благодаря которым он и может совершать это плавание), о том, что видит, чувствует, о чем мечтает. А мечтает он о том, как закончит нынешнюю кругосветку под парусом и попытается стать первым человеком, который обогнет всю Землю на веслах.
Дороги, которые мы выбираем
"Вышел я 5 декабря 2011 года из Галифакса (Канада) в Северную Атлантику, на Бермуды, — рассказывает Сергей. — Те, кто хоть иногда выходит в море, знают, что такое Северная Атлантика, особенно зимой: там гибнут большие пароходы, не то что маленькие яхты… Дважды на этом переходе я думал, что уже все, "приехал". Сигнал SOS я ни разу не посылал, но когда у меня прихватило сердце, да еще во время шторма под 60-70 узлов, я связался с проходящим пароходом, попросил позвонить моей дочери и сказать, что я сделал все, что мог, и нисколько не жалею о том, что вышел в это плавание. Потому что я был счастлив, что я все-таки стартовал и подошел максимально близко к осуществлению своей юношеской мечты – совершить парусную кругосветку. А когда утром я открыл глаза, то был искренне удивлен, что проснулся. Потом выяснилось, что на самом деле это была межреберная невралгия", — поясняет Сергей.
"Самое главное — отдать швартовы", — считает путешественник, который, по собственному признанию, "резал большие куски". Первый переход — Галифакс – Бермуды – длился три недели. Примерно столько же ушло на следующие три этапа: Бермуды — Гранд-Багама, Гранд-Багама — Панамский канал и Панама – Галапагосы. Переход Галапагосы — Маркизы (Нуку-Хива) отнял у Сергея месяц.
"На переходе Галапагосы — Нуку-Хива я очень здорово сломался, и многие думали, что я не продолжу плавание, предлагали мне его закончить. Но я махнул в Гонолулу, отремонтировался. Три тысячи миль я шел пять недель, поскольку у меня много что не работало. Два месяца стоял там", — рассказывает Сергей.
Еще пять недель ушло на переход Гонолулу-Самоа через Кирибати.
На самый большой переход — Апиа (Самоа) – Бали Сергей потратил два месяца.
Как "накрывает парусами"
Сергей родился 49 лет назад в Ростове-на-Дону, и уже в десятилетнем возрасте его, как он выражается, "накрыло парусами".
"Откуда это пришло — не знаю, — рассказывает собеседник РИА Новости. — Я просто начал бредить парусами и к окончанию школы твердо был убежден в том, что призван быть моряком, причем ходить именно под парусами".
Он окончил Ростовское мореходное училище рыбной промышленности и получил диплом судоводителя. Работу нашел себе сам: поехал в Министерство рыбного хозяйства, добился встречи с куратором всего парусного флота СССР Глебом Николаевичем Костецким, и тот помог получить индивидуальное министерское целевое направление на борт учебного парусного судна "Крузенштерн".
А потом был распад Советского Союза и мучительное расставание с женой, бросившей Сергея и дочь. В 2003-м он вместе с дочерью оказался в Канаде и десять лет выживал, хватаясь за любую работу. А когда дочь повзрослела и решила начать самостоятельную жизнь, Сергей понял, что пришло время реализовать юношескую мечту об одиночном кругосветном плавании.
1 июня 2011 года он на последние деньги купил яхту Hikari, которая сошла со стапелей еще в 1972 году. Нетрудно представить себе, какая это была рухлядь, если ее отдали всего за тысячу долларов.
"А когда не хватило денег на стоянку в марине, — вспоминает Сергей, — то я крикнул у себя в блоге: "Ребята, дайте в долг три-четыре тысячи долларов, чтобы вывести лодку — и я подготовлюсь за год!" И мои читатели начали просто слать деньги. Буквально через пару месяцев у меня было достаточно средств, чтобы подготовить лодку. У всех, кто посылал мне деньги, была одна просьба: чтобы я вышел в море как можно скорее, обязательно стартовал в том же 2011 году и показал им мир, который будет меня окружать, чтобы они увидели его моими глазами. Вот что, собственно говоря, я и стараюсь сейчас делать максимально хорошо", — уточняет Сергей.
Тихоокеанские коты на острове Бали
29 мая 2013 года Сергей прибыл на Бали, тем самым завершив морской переход с Западного Самоа протяженностью в пять тысяч миль. На Острове богов и демонов он провел необходимый ремонт, докупил провизию, отдохнул и в субботу снова выходит в океан, взяв курс на Маврикий.
Но на Бали Сергей пришел уже с семью котами и кошками.
"На борту были мои "дети", — поясняет Сергей. — Кошка Циля Флоридовна Махи-Махи со мной уже семь лет, ее дочь Майка родилась в 15 милях от Майами, и поэтому я назвал ее "Майами", Али я усыновил на Гранд-Багаме. А было это так: Цилю кто-то здорово покусал на причале, где я стоял, и я ее отвез в местный приют — ее надо было внимательно осмотреть, потому что она уже была беременна, и я беспокоился. В приюте я и познакомился с Али. Он трехногий — свою левую заднюю ножку потерял в автокатастрофе. Кот сел на мою сумку и посмотрел на меня так, как будто говорил: "Мужик, ты не должен уйти без меня. Я очень хочу пойти с тобой".
И Сергей взял кота-инвалида, познакомил его с Цилей, отнес его на яхту, показал, в каких условиях они там живут, и честно сказал: "Ты имей в виду: если мы возьмем тебя с собой, то просто можем не вернуться, потому что впереди кругосветка. И если ты хочешь пойти с нами, то покажи, что ты готов к тому, к чему готовы мы с Цилей".
"И Али всем своим видом показал, что он хочет идти с нами, — говорит Сергей. — Вообще в каждом порту захода у котов есть возможность сойти на берег и уйти от меня. Но, тем не менее, они до сих пор со мной, и я этим очень горд, потому что они — мои лакмусовые бумажки, они мои индикаторы… Тем, что они со мной, они подтверждают, что мы дойдем!"
А вот четверых котят, родившихся в открытом океане за полтора месяца до прихода на Бали, пришлось оставить на острове, раздав в хорошие руки: идти и дальше с семью котами и кошками на борту просто немыслимо.
О чем мечтают посреди океана?
"Океан. Риск. Соль. Есть нечего. Пить нечего. Кожа покрывается коростой. Тело начинает гнить. Язвы. Вся эта антиромантика — ради чего"?— спрашиваю собеседника.
"Хороший вопрос, — отвечает он. — Все это имеет место — и все это я пережил совсем недавно, когда шел сюда через Тихий океан пять тысяч миль. Именно короста, именно язвы, 40-градусная температура в тени".
По словам Сергея, тщеславие ему не присуще, и доказывать себе что-то он тоже не собирается. Все намного проще. "Я хочу сделать весельную кругосветку — всю целиком без долгих остановок. Хочу попробовать, потому что сделать что-либо, что еще никто не делал — азартное занятие", — уточняет он.
Попыток реализовать весельную кругосветку за всю историю было всего две: русский Евгений Смургис погиб, а американец Мик Берд сошел с маршрута уже после трети пути. И сейчас заявка Сергея в Ocean Rowing Society официально считается третьей.
"Мне бы очень хотелось быть третьим, но дошедшим до конца, — говорит он. — Это большой и дорогой проект. Весельная кругосветка будет проходить поэтапно, но без остановок, как это принято в практике сегодняшних океанских гребцов: я могу остановиться на месяц-два для того, чтобы восстановиться, реабилитироваться, но это будет не судно сопровождения, а судно поддержки, судно обеспечения, на котором я буду приводить себя в порядок после каждого перехода", — поясняет Сергей.
Так что нынешний маршрут Сергея — не просто парусная кругосветка. Это разведка: нужно пройти вокруг света по маршруту задуманной весельной кругосветки и посмотреть, какие там ветра, куда дуют, как идут течения, каковы условия плавания. Одним словом, проверить, как он будет чувствовать себя на том же маршруте в весельной лодке.