Рейтинг@Mail.ru
Западный эксперт: пять вузов РФ в состоянии войти в мировые рейтинги - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Западный эксперт: пять вузов РФ в состоянии войти в мировые рейтинги

© Фото : Виктория ИвановаГлобальный специалист по высшему образованию, доктор наук Джамиль Салми
Глобальный специалист по высшему образованию, доктор наук Джамиль Салми
Читать ria.ru в
О том, что еще следует предпринять отечественным вузам, чтобы попасть в Топ-100 мировых учебных заведений, в беседе с корреспондентом РИА Новости рассказал международный эксперт в области высшего образования, консультирующий правительства некоторых стран, университеты, доктор наук Джамиль Салми.

Ведущие вузы России в 2013 году получат 9 миллиардов рублей на повышение конкурентоспособности среди мировых университетов. Минобрнауки РФ уже объявило о начале конкурса на получение государственной поддержки. Финансирование российских вузов стало одной из тем конференции "Международные рейтинги университетов и политика влияния на примере России", которая прошла во вторник во Французском институте международных отношений (IFRI) в Париже. Доктор Салми принял участие в конференции и побеседовал корреспондентом РИА Новости Викторией Ивановой.

— Президент России поставил задачу, чтобы минимум пять российских вузов к 2020 году вошли в сотню лучших учебных заведений по версии мировых рейтингов. На ваш взгляд, что необходимо сделать российским университетам для повышения конкурентоспособности?

— В первую очередь необходимо заняться финансированием. Стоит отметить, что предложения, выдвинутые российскими властями за последние несколько лет и реализуемые сейчас, — уже значимый шаг в этом направлении. Прежде всего я имею в виду инициативы, которые касаются федеральных университетов и национальных исследовательских университетов. С точки зрения инвестиций эти предложения хороши, но нужно обеспечить университеты необходимым объемом средств на оперативные расходы. И это, пожалуй, самая простая из проблем, которые надо решить.

— Какие же более сложные?

— Государство должно быть уверено в том, что главы университетов, ректоры — лучшие профессионалы. Кроме того, государство должно быть уверено в том, что учебные заведения могут существовать автономно. Для этого университеты должны быть гибкими. Это, в частности, необходимо, чтобы решить еще одну важную задачу: в университеты на все позиции — преподаватели, профессора, студенты — должны привлекаться максимально талантливые, способные люди. И студенты не обязательно должны быть россиянами, возможно, стоит привлекать и талантливых учеников из-за рубежа.

Профессорский состав должен быть готов к переменам и более того, должен их хотеть. Некоторые российские преподаватели до сих пор испытывают своего рода ностальгию по Советскому Союзу и не все из них готовы меняться вместе с окружающей нас действительностью.

Вместе с преподавателями должны меняться и сами методы преподавания — необходимо искать более динамичные, более интерактивные формы обучения. Студенты должны не просто запоминать предложенную информацию, а разрабатывать ее, создавать проекты, разрабатывать "кейсы", словом, учиться самим.

Кроме того, очень важно знание языка — студентам нужно уметь писать работы не только на хорошем русском языке, но и на английском. Чтобы студенты могли овладеть языком, необходимо вести занятия — пусть не все, но некоторые — на английском. А для этого, в свою очередь, требуется привлекать иностранных профессоров, исследователей. Это было бы полезно и для студентов, и для российских преподавателей тоже. Насколько я знаю, некоторые российские вузы уже начали приглашать профессоров из-за рубежа.

— Господин Салми, как вы считаете, действительно ли у пятерки российских вузов есть потенциал попасть в первую сотню мировых рейтингов?

— Конечно, такой потенциал есть. Но для того, чтобы попасть в рейтинг, мало желания одного человека. В каждом конкретном случае нужна работа команды, сплоченной вокруг главы учебного заведения. Команды, которая могла бы создать и реализовать план, стратегию развития университета. У меня нет информации обо всех российских университетах, их очень много, но я точно знаю, что в России немало ярких ученых, которые действительно могли бы вывести университеты на мировой уровень. Однако сперва таким ученым нужно объединить усилия, осознать необходимость самоорганизации.

— Вы можете назвать эту пятерку?

— Ну, например, Московский университет… Это очень большое учебное заведение со своими традициями, но некоторые факультеты уже начали меняться — это математические факультеты, естественнонаучные, экономические. Еще один "кандидат" — Высшая школа экономики. И есть еще интересный проект — "Сколково", занимающийся наукой и технологиями. Я, к сожалению, не могу назвать еще какие-то университеты. Повторюсь, страна очень большая, и их много. Но среди них есть действительно многообещающие проекты.

— Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы, с которыми сталкивается российское образование?

— Как я уже говорил, это проблема финансирования. Она выражается еще и в том, что в рамках одного учебного заведения кому-то из студентов приходится платить за учебу, а кому-то — нет. Это не очень хорошо для таких университетов — все студенты-россияне, и они должны находиться в одинаковых условиях. Представьте себе ситуацию: в семье есть два ребенка, и одному из них говорят, что он будет учиться бесплатно, а второму денег на учебу не дают. Это просто нечестная система. Возможно, правильнее будет, если за учебу станут платить все, но в меньшем объеме.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала