НОВОСИБИРСК, 29 апр — РИА Новости, Мария Кормильцева. Накануне Международного дня танца корреспонденты РИА Новости решили рассказать о самых необычных танцевальных стилях. Предполагали, что такими для Новосибирска будут, например, танцы восточных или северных народов, какое-нибудь новое молодежное направление. Но нашли… профессионально танцующих собак. Оказывается, уже второе десятилетие в России и мире существует кинологический фристайл – это, как поясняет дрессировщица Лариса Шпейт, одновременно и танец, и вид спорта, в котором участвуют двое: хозяин и его питомец.
Чтобы достичь результата, здесь, как и в любом другом танцевальном жанре, необходимы годы систематических тренировок. Собеседница рассказала об особенностях обучения, а ее любимец Ганс продемонстрировал свое мастерство.
Из цирка в детство
Лариса Шпейт в прошлом – дрессировщица цирка, сейчас на пенсии. Говорит, что на собаках была помешана с детства. "Дома к ним относились как к членам семьи. Видимо, от бабушки все это досталось по наследству. И само собой получилось, что я занялась дрессировкой, в старших классах – служебной дрессировкой", – говорит она.
"В 1989 году стала лауреатом всесоюзного циркового фестиваля. У меня было много маленьких беленьких собачек, а водолазиха их выносила без меня в корзиночках, расставляла. Много дистанционной работы было. Вообще люблю такую работу, чтобы собака сама по себе", – рассказывает инструктор.
"Ушла в 1993 году после гастролей по Турции, мы там работали в шапито полгода, по всей стране мотались. И нас в финале просто бросили. Выбирались кто как может. Я горда тем, что я ни одной собаки не оставила, отделалась легким испугом, но, конечно, стресс был капитальный. И все собаки живы-здоровы", – вспоминает Шпейт.
Покинула цирк с десятью маленькими четвероногими артистами, выступала с ними по школам, детским садам. Собаки были взрослые, и к 2000 году никого из них уже не осталось.
В Новосибирске она начала вести кружок дрессировщиков, потом цирковую студию. Помимо общего курса дрессировки, дети изучали цирковую дрессуру, она ставила номера, с которыми выступали перед родителями, на кинологических выставках. Всего было около 20 собак разных пород, и не только болонки или пудели, но и такие крупные собаки, как ризеншнауцер, дог.
Русский танец Ганса
О собачьих танцах — "фристайле" — бывшая дрессировщица узнала случайно. "Я посмотрела видеозапись в интернете. И поняла, что все время этим и занималась. Когда за рубежом начал зарождаться фристайл, у нас эти номера уже были", — говорит собеседница.
Фристайлом собеседница занималась с черным метисом Гансом, его мама – лайка, охранявшая одно из предприятий Новосибирска. Двухмесячный щенок наглотался химии во время проводившегося там ремонта, Шпейт выходила его. Сейчас этот десятилетний пес, как и хозяйка, на заслуженном отдыхе, не танцует уже несколько лет, элементы вспоминает с трудом.
С Гансом она сделала номер в русском стиле, соревноваться пять лет назад было не с кем, ограничились показательными выступлениями на кинологических праздниках.
Лариса Борисовна рассказывает, что в Новосибирске танцами с собаками как спортом никто не занимается, есть несколько человек, которые выступают на различных площадках, кое-кто так зарабатывает.
Причем четвероногая артистка была с характером. Если она обижалась на дрессировщицу перед выступлением, то корзинки выносила, но не ставила их, а выплевывала. "Вытолкнет ее из пасти языком, корзинка набок, а сама в глаза мне смотрит, и чертенок в них. Требуют они к себе уважения", — отмечает Шпейт.
Время работать
Первое, что делает Лариса Борисовна, начиная дрессировать собаку, – снимает с нее поводок. Жестокость, ограничение свободы неприменимы к животному, считает Шпейт, если хочешь научить его делать трюки не из страха и даже не за еду. Жест, короткая команда, взгляд – так контактируют с собакой мастера и в цирке, и во фристайле.
По ее словам, срок, за который можно подготовить подготовить танец, зависит прежде всего от человека. Шпейт рассказывает, что обычно собаки при ней не хотели подчиняться своим хозяевам, а слушались ее. Но в отсутствие дрессировщицы начинали нормально работать.
"Кому-то достаточно три месяца, кому-то полгода, кому-то год", – говорит Шпейт.
В цирке один из ее номеров был с шестью бобтейлами – все девочки в возрасте 11 месяцев.
"Энергии на десятерых. Ни сидеть, ни лежать, друг другом заняты, они могут носиться часами – не поймаешь. И никого им было не надо, никакой дрессировки. Год делала с ними номер. Два месяца ушло только на команду "ко мне" и чтобы на исходное место вернулись", — вспоминает Шпейт.
Говорит, что с собакой нужно заниматься ежедневно, причем дважды в день по часу, чтобы не только смыслу команд обучить, но и мышцы животного "запомнили" движения. Когда собака начинает двигаться автоматически, она не нервничает, не напрягается, а получает от работы только удовольствие. При этом общение с человеком для нее представляет большую ценность, и собака поддается дрессировке на самом деле ради этого, считает собеседница.
Фристайл или цирк
Однако, когда номер готов и животное его уверенно выполняет, с ним еще выступать рано. Шпейт говорит, что номер надо обкатывать минимум год. "Как делала номер: трюки выучили, потом месяц их соединяли, а потом год проводили тренировки в разных местах. В помещении, дома, в гостях, в парке среди прохожих, чтобы научить ни на что не обращать внимание", — рассказала Шпейт.
Неподходящих для дрессуры пород, по ее мнению, нет. Единственное – крупным тяжелым породам сложней выполнять трюки из-за веса.
"Я считаю, что цирковая дрессировка проще фристайла. Во фристайле требования именно как к спорту. Там буквально месяц-два ты не позанимался с собакой – и все, из формы вышел. А в цирке все равно: собака два или три раза повторила, доделала или не доделала. Артист обыграл, зритель ничего не понял", — говорит собеседница.
Шпейт отмечает, что во фристайле все видно очень хорошо, и очень важно, чтобы собака и человек были одним целым. Конечно, публику фристайл радует задумкой номера, костюмами, разнообразием трюков, но для победы нужно понравиться судьям. Не только очаровать их, но и чисто выполнить все обязательные элементы.
Лакомства и игрушки во время выступлений во фристайле запрещены, хотя на тренировке без них не обойтись. Так, в процессе беседы с нами, хозяйка периодически дает Гансу команды, он их старательно вспоминает и получает маленькие крекеры.
По команде "назад" он движется задом, а по команде "хвостик" пес пятится и проскальзывает между ног хозяйки. Повинуясь жесту, Ганс подается вперед и встает в свечку.
"Это его любимое, так как это точка, мы так заканчивали", – поясняет дрессировщица. В этот момент на краю площадки появляется лабрадор, и притомившегося Ганса хозяйка отпускает побегать.
Дрессировщица говорит, что часто бывает в цирке. Недавно приезжала труппа, там демонстрировали номер с четырьмя сенбернарами, так собеседница два раза ходила на представления из-за него. Ей и интересно с профессиональной точки зрения, и ностальгия…
С собаками Шпейт намерена работать и сейчас, о приобретении новой она раздумывает, а вот учеников последнее время найти не получается. "Я согласна бесплатно позаниматься с собакой, мне это так интересно, но никто не хочет, всем некогда", – сетует в завершении разговора собеседница.