Рейтинг@Mail.ru
На Кавказе объяснили, зачем им косвенные выборы глав субъектов - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

На Кавказе объяснили, зачем им косвенные выборы глав субъектов

Читать ria.ru в
В начале апреля был подписан закон, позволяющий региональным законодателям отменять прямые выборы губернаторов. Предполагается, что этим правом в первую очередь воспользуются субъекты Северного Кавказа.

МОСКВА, 12 апр — РИА Новости. Собравшиеся в Госдуме депутаты и эксперты разошлись во взглядах на закон об отмене прямых губернаторских выборов. Одни предлагают распространить его на все регионы России, другие — применять лишь в порядке исключения. Представители регионов Северного Кавказа объяснили, почему косвенные выборы в их регионах предпочтительнее.

В начале апреля был подписан закон, позволяющий региональным законодателям отменять прямые выборы губернаторов. Предполагается, что этим правом в первую очередь воспользуются субъекты Северного Кавказа. Активным сторонником закона был глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров. Врио главы Дагестана Рамазан Абдулатипов предположил, что выбирать руководителя республики, скорее всего, будет региональный парламент. Глава КЧР заявил, что считает целесообразным отказаться от прямых выборов главы региона.

В сентябре выборы губернаторов пройдут в девяти российских регионах: Ингушетии, Дагестане, Хакасии, на Чукотке, в Забайкальском крае, Хабаровской, Владимирской, Магаданской и Московской областях. Заксобрания этих регионов должны раньше других — к началу июня решить, сохранят ли они прямые губернаторские выборы. Парламент Ингушетии рассмотрит этот вопрос уже 20 апреля.

Шире круг

Автор закона, первый зампредседателя думского комитета по делам национальностей Михаил Старшинов (ЕР) предложил обсудить, в каких регионах закон "наиболее актуален, а где, возможно, надо идти по пути прямых выборов".

"Мне, как автору закона, хотелось бы, чтобы он вообще везде использовался, но, наверное, так не получится, учитывая присутствующие сегодня в обществе тенденции", — сказал депутат.

Замруководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов заявил, что либерал-демократы "в данном вопросе выступают за распространение подобной практики на все субъекты".

"Мы понимаем предпосылки появления этого закона. У нас все субъекты отличаются друг от друга, там разная политическая и экономическая ситуация. Вопросы, связанные с клановостью, национальной принадлежностью, остро стоят во многих регионах. Поэтому мы двумя руками будем поддерживать практику применения этой нормы в каждом субъекте РФ", — сказал он.

Профессор Высшей школы экономики Олег Матвейчев также убежден, что "у этого закона большое будущее".

"Он корректирует ту поспешную попытку либерализации и назначения прямых выборов, которая была сделана на эмоциях, обещана, а потом осуществлена во время "болотного" протеста и "болотного противостояния", — считает эксперт.

В порядке исключения

Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, убежден, что "переход к назначениям губернаторов в РФ оказался неуспешным экспериментом".

"На протяжении того времени, когда эта процедура у нас действовала, количество сторонников выборов росло. Система назначений не работает, она не является эффективной. Если мы посмотрим на общую эффективность тех, кого назначали, по сравнению с теми, кого выбирали, она ниже", — сказал Минченко.

При этом он согласен, что есть регионы, где прямые выборы не нужны, например Дагестан.

Гендиректор информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства при МГУ Алексей Власов также считает, что новая модель выборов главы региона "должна применяться как исключение, а не как общее правило".

Если к прямым выборам есть претензии, власть должна обеспечить их прозрачность и честность, считает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.

"Когда мы говорим, что на выборах все продается и покупается, это всего лишь признание несостоятельности власти, которая не способна организовать процесс. Толпа "зажигается" именно из-за ошибок власти, которые преподносятся определенным образом. Тем более что у этих товарищей есть очень хорошая аудитория с мощным информационным инструментом, в том числе поддерживаемым извне", — сказал эксперт.

Регионы Кавказа

Глава общественной палаты Ингушетии Мовлат-Гирей Дзагиев негативно отозвался о прямых выборах главы региона.

"Я пережил несколько прямых выборов наших руководителей — это была вакханалия, всеобщий, открытый и бессовестный подкуп населения. И сегодня крикуны снова говорят, что нужно проводить прямые выборы (в Ингушетии) — я думаю, только с одной целью — чтобы как-то заработать", — сказал Дзагиев.

Новый закон, по его словам — "это очередное предоставление дополнительных полномочий субъекту РФ, оно на самом деле отражает принцип федерализма".

Первый зампред Народного собрания Дагестана Николай Алчиев сказал, что в законе "восторжествовала разумная конституционно-государственная составляющая".

"Конечно, когда региону говорили — только прямые выборы, это было неправильно. А сегодня субъектам дали право выбрать модель выборов. Мы знаем примеры, когда руководители целых стран избирались всенародным голосованием и потом были прокляты. Выборы через выборщиков, депутатов, предполагают, что каждый депутат представляет ту или иную группу избирателей. Он наделен правом говорить от имени электората", — сказал Алчиев.

В будущем может сложиться ситуация, когда можно будет "перейти к прямым выборам и закон дал такое право", добавил он.

"Большинство народа в нашей республике считают, что надо дать право самой республике решать, как проводить выборы. Не навязывайте нам прямые выборы. Мало кто знает, но мы три раза отказывались от всенародного избрания президента", — сказал Алчиев.

Председатель парламента Карачаево-Черкесии Александр Иванов заверил, что для его республики этот закон необходим.

"В некоторых регионах я в принципе не считаю возможным проведение прямых выборов, потому что там — спичку поднеси, и все вспыхнет. Мы это уже все проходили. Наверное, в регионах, которые подошли к прямым выборам, тоже должны быть критерии, что они готовы к ним — что они преуспевающие, прозрачные, снижен уровень коррупции", — полагает Иванов.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала