НОВОСИБИРСК, 2 апр — РИА Новости, Ирина Ткач. Порядка 150 фирм такси предлагают сегодня в Новосибирске свои услуги — от перевозки пассажиров до техпомощи. При этом можно воспользоваться интернет-сервисами при заказе машины и выбрать класс автомобиля — от эконом до представительского, можно даже заказать такси для ребенка. О том, из чего складывается цена и как формируются те или иные услуги на рынке такси, РИА Новости рассказали представители фирм-перевозчиков и заинтересованных ведомств.
Цена вопроса
В Новосибирске минимальная стоимость поездки — 90 рублей за три километра. Чаще всего таксомоторные компании предлагают проехать два километра за 120-150 рублей. Впрочем, можно заказать автомобиль представительского класса с минимальной ценой поездки от 600 рублей за час.
В большинстве компаний взымается дополнительная плата за багаж (от 20 до 50 рублей), за ожидание (от пяти минут), за отдаленность района (цена увеличивается от 50-150 рублей), за животное (50 рублей), остановку по требованию пассажира.
Способствуют увеличению цены поездки плохие погодные условия, праздничные дни и пробки, в последнем случае зачастую оплата по километрам переключается в оплату по времени. "Мы труд своих водителей уважаем и считаем несправедливым, если за полтора часа он получит двести рублей", — поясняет руководитель группы компаний "Мой город" Евгений Рыдкин.
Дамы, кресло, и буксир
Детские автокресла предоставляют не во всех такси. "Дети разного возраста и веса, и возить в багажнике весь ассортимент кресел невозможно. На мой взгляд, эта проблема хорошо решена в Австралии. Там в городах есть несколько пунктов проката детских автокресел и поездка начинается от таких пунктов. Наши машины оборудованы удерживающими устройствами, а детское кресло можно заказать, если планируется междугородняя поездка", — рассказывает Рыдкин.
Там, где службы такси имеют кресла, как правило, не все водители постоянно возят их с собой. При заказе диспетчер уточняет, будет ли среди пассажиров ребенок и какого возраста. И если нужно, то на такой заказ будет направлен автомобиль, оборудованный подходящим креслом. Правда, время ожидания может быть более продолжительным.
Есть такси, созданные специально для женщин и детей. "Мы на рынке более 10 лет. В городе в то время было не так много фирм такси, а дамского не было вообще. Многим женщинам страшно ехать поздно, да в любое время, с водителем-мужчиной, да еще и с иностранцем. А уж ребенка одного отправить, об этом и речи нет", — объяснила директор "Леди" Ольга Каденкова идею создания такси, ориентированного на безопасность женщин и детей.
"Цена поездок в медицинские учреждения, социальную защиту, правовые и некоторые другие организации — от 80 рублей в час. Все, кто проходит долгосрочное лечение по графику, например, при гемодиализе, могут написать заявление и пользоваться услугой такси без ограничений. Дети-инвалиды имеют право на четыре поездки в месяц, все остальные — на три", — рассказал об особенностях работы социального такси директор МБУ "Ветеран" Дмитрий Плоских.
Он сообщил, что только за прошлый год новосибирцы совершили 21,3 тысячи поездок на социальном такси.
Кроме непосредственно пассажирских перевозок, службы такси могут оказать несложную техническую помощь — "прикурить" от аккумулятора или отбуксировать заглохшее авто. Наиболее крупные фирмы также располагают парком грузовых автомобилей.
Лицензии и штрафы
После вступления в силу федерального закона в сентябре 2012 года, обязывающего красить авто в специальный цвет и получать разрешения на извоз, нелегальные перевозчики начали уходить с дорог. Но пока они еще есть, говорят в таксомоторных компаниях.
"Таксистов-"бомбил" все меньше, их бизнес становится невыгоден: все больше людей предпочитают не голосовать на дороге, а заказывать такси в комфортных условиях из дома или с работы. Люди видят, что, как ни странно, заказывать машину через диспетчера выгоднее, чем ловить на улице", — комментирует директор диспетчерской службы такси "Лидер-Н" Вячеслав Шевченко.
Таксисты-частники тоже признают, что их жизнь изменилась и сетуют на уменьшение числа новосибирцев, ловящих такси на улице. "Раньше было лучше, сейчас невыгодно стоять. Многие пассажиры жалуются, что не могут дозвониться до фирм или ожидание машины там по полчаса и дольше, поэтому выходят голосовать. Но есть ощущение, что народ стал меньше ездить на такси. Да и лицензии усложняют нам жизнь", — рассказал один из частных извозчиков, отказавшись представиться.
Он отметил, что сейчас нужно ездить только там, где ты точно знаешь, что бывают желающие уехать, иначе не заработать. В качестве примера он привел остановку у станции метро "Студенческая", где каждый день десятки людей ожидают транспорта в Краснообск. Вечером и в морозы там регулярно удается подзаработать, если предлагать довезти "за полтинник" сразу трех-четырех человек.
По данным управления пассажирских перевозок областного Минтранса, на сегодня в регионе выдано 5,727 тысячи разрешений на такси (выдается на каждый автомобиль). Около половины приходится на Новосибирск.
"Сейчас можно получить разрешение через МФЦ. Случаются и факты отказов, примерно один из десяти, но все спорные вопросы предприниматель может доработать и вновь подать заявку на получение разрешения", — рассказывает начальник управления Василий Волокитин.
Кто за рулем?
О каких-то особых требованиях к водителям в компаниях не говорят. Главное, чтобы был опыт вождения. При этом не только смотрят на дату выдачи водительского удостоверения, но и тестируют. Это же отмечают и в кадровых агентствах. "Особых требований к водителям нет потому, что работа — нервная и тяжелая. Люди попадаются разные, и на скандал со стороны пассажира не всегда получается ответить адекватно и спокойно. Из-за этого в транспортных компаниях большая текучка кадров", — прокомментировала РИА Новости руководитель пресс-службы HeadHunter по Сибири Елана Таращук.
Перед выездом на линию водитель должен проходить медосвидетельствание. В телефонной беседе все опрошенные фирмы уверяли, что у них все нормы соблюдаются. Однако на просьбу разрешить поснимать работу диспетчеров и медосвидетельсвование большинство ответило отказом.