Анна Банасюкевич
Игорь Яцко поставил в Школе драматического искусства комедию Оскара Уайльда "Как важно быть серьезным" - красивый, по-английски стильный спектакль, с канделябрами, настоящим догом, живой музыкой и роскошными костюмами.
Неспешному ироничному действу, длящемуся почти четыре часа, предшествует бессловесная прелюдия - два безупречных лакея, подобранных здесь как клоунская пара (один высокий, красивый, с аккуратно зализанными кудрями, другой - маленький, нервный, с простоватым грустным лицом), сервируют стол по всем правилам этикета. Гости упиваются и падают лицами в пустые тарелки, брезгливый официант аккуратно подсовывает книжечку со счетом под щеку одного из уснувших.
Сцена из спектакля "Как важно быть серьезным"
Пьеса Уайльда с остроумной интригой в основе сюжета, с тонкой вязью иронии, с россыпью афоризмов - отличный повод к театральной игре, большие возможности и, одновременно, высокие требования к актерам. В спектакле Яцко каждый существует в определенном пластическом рисунке и, что немаловажно, в тесной связи с музыкой, которая здесь не просто фон, а важный структурный элемент, часть драматургии. Звучит бравурный марш Мендельсона, как будто опьяневший и смазанный во второй своей фразе - и ясно, что брак одного из героев под угрозой. Траурный маскарад Уординга, сочинившего смерть своего воображаемого брата, сопровождается первыми нотами похоронного марша. Сам пианист, экспрессивный, с длинными волосами, тоже почти актер - к нему иногда обращаются раздасадованные герои, он привстает из-за инструмента, отыгрывает эмоции на лице.
История, рассказанная Уайльдом, изобилует многочисленными поворотами комедийно-мелодраматичного характера, а в основе - архетипичный анекдот о молодых повесах, запутавшихся в собственных интригах. Джон Уординг придумал себе брата Эрнеста, а Алджернон - старого друга Бенбера (и целый термин - "бенберизм"), проживающего в деревне. Эти фантомы помогают обоим плести любовные интриги и скрываться от слишком навязчивых родственников. Встретившись с настоящей любовью, оба обнаруживают неприятную сторону этой своей легкомысленной находчивости, фантомы оказываются слишком живучими, а спасительная ложь оборачивается против незадачливых ловеласов. В финале вскрываются некоторые семейные секреты, покрытые пылью времен: найденыш Джон оказывается, и правда, Эрнестом, да еще и наследником знаменитого генерала, а Алджернон его братом. "Как ужасно узнать, что ты всю жизнь говорил правду!" - в неподдельном, но элегантном ужасе восклицает Эрнест. Стилистика Уайльда превращает комедию адюльтера в сложную словесную дуэль, в приключение языка и мысли, отлитую здесь в парадоксальные формулы, в точные наблюдения за жизнью, обществом и человеческой природой.
Cцена из спектакля "Как важно быть серьезным"
Роман Долгушин играет своего Алджернона подвижным, обаятельным, нагловатым и смешным - он невысок, ловок, выражение его лица меняется ежесекундно. Очаровывая деревенскую наивную прелестницу Сесили (Ольга Бондарева) в грубых ботинках, белых носках и легком бесформенном платьице, он умильно-скромно просит срезать ему пунцовую розу - чтобы вдеть в петлицу своего пиджака. Улыбается так искренно, так широко, и сам чуть ли не краснеет, отвешивая неказистый комплимент. Почувствовав себя хозяином ситуации, разваливается в кресле, выставив ноги вперед, с невинным видом торгуется со своим обозлившимся от его наглости другом. Алджернон - хипстер на староанглийский манер - свободный пиджак с застежкой сбоку, бордовые брюки, бордовая шляпа.
Уординг Владимира Петрова появляется в гостиной Алджернона как уж - он стелется по ковру, вползает на стул, вдавливаясь в спинку. Одет чуть менее ярко, чем его избалованный друг, но пиджак украшен узорными эполетами. Уординг кажется старше и проще, чем его друг, в ухаживании более суетлив и беспомощен, тороплив во вранье и прозрачен в своих намерениях. Его дама - это не деревенская восторженная Сесили, мечтающая о настоящем беспутном мужчине. Его избранница Гвендолен (Ольга Баландина) - опытная городская хищница, с мелкими, безупречно уложенными, белыми кудряшками, в экстравагантных платьях, в белых розах и с гордо вздернутым подбородком. Она знает набор поз светской львицы, и в нужный момент растягивается на диване, призывно вытянув ногу. Впрочем, Гвендолен, как и мужчины, существует на комичном контрасте светского лоска и живых, не всегда элегантных, но непосредственных, проявлений натуры.
Одна из самых остроумных и изобретательных сцен спектакля - встреча, своеобразная дуэль двух женщин - Гвендолен заявляется в деревню в меховом двухцветном боа, в роскошной узорчатой накидке и платье с блестками. Она ведет искусную игру, но вся ее словесная эквилибристика разбивается о подростковые средства борьбы яростной Сесили - та наваливает гостье полную чашку сахара, подсовывает пирог вместо хлеба и, наконец, завалив на пол, замахивается тяжелой лопатой.
Ольга Баландина в сцене из спектакля "Как важно быть серьезным"
На раскиданные тела героев, пришедших к традиционному хэппи-энду, падает белое прозрачное покрывало. Когда оно поднимется, они встанут уже актерами, чтобы выйти на поклоны. Эта белая пелена как будто еще раз подчеркивает всю театральность увиденного, его нескрываемую театром нереальность, прекрасную "далекость" от жизни.