МОСКВА, 5 мар — РИА Новости, Светлана Янкина. Деревянный дом в голландском Заандаме, где Петр I начал "рубить окно в Европу", простоит еще минимум век с момента его открытия после реставрации 8 марта, рассказала РИА Новости смотритель музея Фарида Гусейнова.
"Все работы, которые были намечены реставрационным планом, реализованы. Мы успели уложиться в срок (работы начались в ноябре прошлого года), как и планировали, хотя и приходилось порой работать в выходные, а иногда и ночами", — отметила собеседница агентства.
У деревянного дома 1632 года постройки удивительная история, связанная с российской императорской династией и многими известными личностями, которые приезжали в этот неприметный дом с завидной регулярностью на протяжении нескольких веков. Сейчас там находится немало памятных табличек, рассказывающих о визитах не только российской монаршей семьи, но и Наполеона, и наставника будущего императора Александра II, поэта Василия Жуковского, который оставил на память строки "Великий князь, благоговей! / Здесь колыбель империи твоей, / Здесь родилась великая Россия!".
Этими словами поэт обратился к Петру I, который инкогнито приехал в Голландию летом 1697 года и приступил к работе на корабельной верфи в Заандаме, в свободное время осматривая местные фабричные постройки, мельницы и прочее. Однако слух о том, что в городе поселился русский царь, распространился очень быстро, и из-за наплыва зевак Петру пришлось отбыть в Амстердам, где он продолжил обучение плотницкому делу. Несмотря на то, что в Заандаме он провел всего восемь дней и потом бывал там только наездами, этот дом стал очень значимым для российской императорской семьи. Он принадлежал попеременно то голландцам, то представителям династии Романовых, которые заботились о деревянном строении.
Первая защитная конструкция появилась у дома при дочери Павла I Анне Павловне, которой он был подарен свекром — голландским императором Вильгельмом I. Затем домик был преподнесен сыном Анны Павловны Вильгельмом III Александру III — по его приказу строение было поднято на каменный фундамент и укреплено, а при Николае II обзавелось каменным защитным футляром по проекту архитектора Залма и оградой. Таким образом получился как бы дом в доме.
Укрепление фундамента стало главным объектом заботы реставраторов. На эти работы, отметила Гусейнова, пошла значительная часть из 725 тысяч евро, выделенных группой "Сумма" (председатель совета директоров этой структуры Зиявудин Магомедов входит в попечительские советы Большого театра и ВГИКа).
Кроме того, были сделаны новые бетонный пол и освещение "для аккуратной подсветки домика", проведена оптимизация климатического оборудования и восстановлена кровля. "Это была уникальная разработка архитектора Залма с уникальными бетонными конструкциями, такого почти не встречается в Нидерландах", отмечает смотритель музея. Также был восстановлен первоначальный цвет — вместо голубого теперь преобладают охристые и красно-коричневые тона, а оконным рамам вернули историческую форму и цвет.
"Инженерные сооружения и климатическое оборудование будут способствовать тому, что домик и экспонаты внутри него будут оптимально сохранены. Главная гарантия — по фундаменту. Минимум 100 лет дом на нем простоит точно", — рассказала Гусейнова.
По ее данным, за год в этот небольшой музей приезжает примерно 8 тысяч человек, что не так уж и мало, особенно если учесть, что практически все они едут туда целенаправленно.
После реставрации посетители домика Петра I, который входит в музейное объединение Zaans museum, смогут снова увидеть там картины, в том числе портрет Петра I, выполненный по заказу Анны Павловны, и предметы интерьера — например, сохранившийся до сих пор шкаф-кровать, где непонятно как размещался царь, известный своим высоким ростом.
Вообще, для небольшого города с населением в несколько десятков тысяч человек домик Петра I и история, связанная с ним, значат очень много. Например, из-за него в Заандаме появился своеобразный русский квартал, где улицы названы по фамилиям писателей (Пушкина, Толстого) или же аристократов, сподвижников Петра I. А с 1897 года раз в 50 лет город гуляет ровно восемь дней — столько, сколько пробыл там Петр I.