Самсун - крупнейший черноморский порт Турции - хорошо знают российские грузоперевозчики. Мэр города Юсуф Зия Йылмаз рассказал корреспонденту РИА Новости Алёне Палажченко, что не грузоперевозками едиными жив этот культурный и туристический центр, который последние годы развивается особенно активно.
- Господин Юсуф, прежде всего, разрешите задать вопрос, который интересует многих россиян: почему в вашей стране туризм процветает на средиземноморском и эгейском побережье, а Чёрное море никогда не попадает в поле зрения туристов? Почему в Анталью в год приезжает 3,5 миллиона россиян, а в Самсун - никого?
- Чёрное море, к сожалению, достаточно капризное, часто бывают сильные волны, поэтому мы не можем предложить такой же безмятежный отдых, какой предлагает Анталья. Но сами-то мы в Анталью не ездим и прекрасно отдыхаем у себя. Впрочем, вряд ли россиян можно испугать волнами. Как-то я был в Геленджике в совсем некупальный сезон. Увидел там купающихся людей и изумился. Не жарко, песка нет - а они купаются! Так лучше приезжайте к нам - здесь теплее, море то же самое, протяжённость пляжной линии только в Самсуне и окрестностях - 40 километров, сплошной песок.
У нас есть что посмотреть - история города насчитывает 7 тысяч лет. В 30 километрах от Самсуна есть национальный парк "Птичий рай" - настоящее райское место, где обитают около 2 тысяч видов птиц. Есть каньон, древние пещеры, лыжный центр, термальные источники. К тому же у нас цены ниже, чем в Анталье, нет такой жары, толп отдыхающих. У нас хорошие гостиницы, бутик-отели, стоимость проживания начинается от 40 долларов. Сейчас достраиваются три гостиницы уровня пять звёзд. Мы стараемся продвигать свой турпродукт, правда, пока только на рынке Краснодарского края, в Новороссийске, с которым мы побратимы. Москва пока кажется достаточной далёкой.
- На прошлой неделе произошло важное событие: открылась первая между Россией и Турцией железнодорожно-паромная линия "Самсун - Кавказ". В этой связи Самсун прозвучал в России, однако россияне до сих пор не знают, что представляет собой ваш город, какие с ним могут быть связи, кроме организации грузоперевозок.
- А вы знаете, что Самсун входит в пятерку особых экономических зон Турции, где инвесторам предоставляются отличные условия для развития бизнеса? Здесь готова вся инфраструктура, проведено электричество, водопровод. Разработана уникальная система поощрительных скидок, например, при оформлении банковских кредитов. Если в целом в Турции вы будете платить банку 12% годовых, то в Самсуне - 8%. В 2012 году экспорт в Россию из Самсуна составил почти 21 миллион долларов, импорт из России - 423 миллиона долларов. Что касается инвестиций, в прошлом году турецкие инвесторы вложили в Россию 5 миллиардов долларов, российские в Турцию - 3 миллиарда.
- Есть ли у вас конкретные предложения для российских инвесторов?
- Самсун - это город сельского хозяйства, у нас очень плодородные почвы. Четверть всех овощей и фруктов Турции выращиваются в дельтах двух рек - Красной и Зелёной - на западе и востоке от Самсуна. Кстати, из самсунского порта 70% всей нашей сельхозпродукции мы отправляем в Россию. Мы приглашаем российских инвесторов заниматься выращиванием овощей и фруктов, отвозить их потом в Россию, строить фабрики для соления, консервации, замораживания и сушения овощей и фруктов. Нам нужно, чтобы они создали рабочие места. Если за три года им это удастся, то земля будет предоставлена им бесплатно и бессрочно. Мы готовы создать партнёрства, обеспечить все условия для инвестиций.
- В чём вы видите первостепенную задачу относительно развития отношений с Россией?
- Главное - наладить пассажирское авиасообщение с Краснодарским краем, хотя бы три раза в неделю. Сейчас туда можно лететь через Стамбул - это очень долго и неприятно. Министр транспорта России господин Соколов, который приехал на открытие линии "Самсун - Кавказ", заявил, что в марте пройдёт транспортный конгресс, на котором вопрос обсудят и сделают всё необходимое. Turkish Airlines могут поднять борт легко, но существуют квоты на полёты. Поэтому мы ждём, когда Россия предложит свою компанию. Рейс сведёт людей во всех сферах жизни - образовании, туризме, экономике, социальной и культурной сферах, здравоохранении.
У нас уже была попытка сделать такой рейс через компанию "Кубань". Стоимость перелёта туда и обратно была всего 100 долларов - чтобы поощрить хорошее начинание турецкая сторона покрывала убытки. Тогда что-то не сложилось. Но мы настойчивые и будем поддерживать эту идею и дальше. Допустим, себестоимость перелёта обеспечивают 50 пассажиров. Если такое число не набирается, мы, мэрия и губернаторство Самсуна, будем доплачивать, пока система не устоится. Средства в бюджет на это уже заложены, россияне доплачивать не будут. Если пассажиров будет больше - совсем хорошо. Это будет единственная дверь между черноморскими побережьями России и Турции.
- А разве нет морского пути от Самсуна в направлении России?
- Есть, но морские пассажирские перевозки я не вижу столь же продуктивными. Поездка длится 8-9 часов, да и море не всегда радушное. Для грузовых перевозок это не особо критично, но для пассажирских... Если удастся запустить самолёт, то наш общий торговый оборот увеличится. Мы также верим, что сможем познакомиться с культурой друг друга. Сегодня любой самсунец - школьный учитель, чиновник, получающий минимальную зарплату, летает по всей Турции на самолёте. Что мешает ему полететь в Россию? Виз нет, интерес к вашей стране огромный. Точно так же из России легко можно будет прилететь в Турцию.
- Чем Самсун выделяется среди других городов Турции?
- Самсун - первый среди всех городов Турции, в здравоохранение которых было вложено больше всего инвестиций. У нас хорошо развито производство хирургических инструментов, медицинского оборудования. Благодаря этому наши клиники на очень высоком уровне по оснащённости и кадровому составу. К нам приезжают на лечение не только из других городов Турции, но и стран СНГ.
Кроме этого, Самсун - один из трёх городов Турции, где есть все виды транспорта - морской, авиа-, железная дорога и автотрассы. Таких городов в Турции всего три - Стамбул, Измир и Самсун.
- В Турции начался бум новостроек - всеобщий проект "Городское преобразование", в рамках которого кварталами сносятся старые дома и на их месте возводятся современные и сейсмоустойчивые здания. Самсун за последние 10 лет изменился неузнаваемо. У вас тоже идёт этот проект?
- Чёткого проекта нет, но мы последовательно избавляемся от старых безобразных домиков. С берега вынесли на окраину склады, промышленные предприятия, фирмы, которые отделяли море от жителей. Сейчас тут рекреационная зона в 150 гектар, в которую вложено порядка 50 миллионов долларов, - парки с фонтанами и ресторанами, музейная "Зона амазонок", канатная дорога… 120 миллионов евро потратили на трамвайную систему, опоясавшую город. Построены три торгово-развлекательных центра, один из который - самый большой в Турции - откроется в апреле.
Серьёзные средства вкладываются в спортивное развитие города - спортивные комплексы, стадионы, бассейны. Кстати, наш министр молодёжи и спорта - самсунец. Достраивается выставочный центр. Выставочным городом в Турции считается Измир, а в 80-х годах ХХ века после него шёл Самсун. Потом мы этот статус потеряли, но сейчас хотим его восстановить. На полдороги к аэропорту (13 километров от города) строится выставочный конгресс-центр площадью 55 квадратных километров. Будет сдан в мае. В сентябре пройдёт первая выставка - автомобильная.
К слову, Россия к нам на 50 километров ближе, чем собственная столица: до Анкары 450 километров, а до России - всего 400. Так что будем налаживать тесное сотрудничество!