Рейтинг@Mail.ru
Дягилев мог позволить себе топтать рисунки Пикассо ногами - биограф - РИА Новости, 21.12.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Дягилев мог позволить себе топтать рисунки Пикассо ногами - биограф

Читать ria.ru в
Дзен
"Был ли это реальный случай, или исторический анекдот, но он характерен для понимания Дягилева: когда всемирно известный Пикассо показал Дягилеву рисунки для "Пульчинеллы" на музыку Стравинского, Дягилеву они не понравились, он бросил рисунки на пол, и стал топтать", - рассказал РИА Новости голландский историк Шенг Схейен.

МОСКВА, 21 дек — РИА Новости, Мария Ганиянц. Сергей Дягилев был втянут в процесс создания всех своих постановок, от создания идеи до музыки и костюмов: он критиковал Игоря Стравинского и мог разнести в пух и прах даже Пикассо, рассказал РИА Новости голландский историк Шенг Схейен, автор литературной биографии "Дягилев. "Русские сезоны" навсегда", выпущенной в издательстве "КоЛибри".

"Был ли это реальный случай, или исторический анекдот, но он характерен для понимания Дягилева: когда всемирно известный Пикассо показал Дягилеву рисунки для "Пульчинеллы" на музыку Стравинского, Дягилеву они не понравились, он бросил рисунки на пол, и стал топтать", — пояснил Схейен.

Впрочем, по его словам, Пикассо хоть и очень обиделся на критику, сделал еще один вариант, который Дягилева удовлетворил.

"Некоторое время спустя Пикассо продемонстрировал новые эскизы, нарисованные в требовавшейся Дягилеву абстрактной манере, и на этот раз они были приняты с восторгом", — продолжил Схейен, который до того как написать книгу, написал диссертацию, посвященную Дягилеву, и был составителем сборника его писем.

Он признался, что интересуется русским антрепренером с детства, и пришел к этому увлечению через любовь к музыке Стравинского.

"После окончания Лейденского университета по кафедре славистики и искусствоведения, я стал делать выставки, в том числе художников из России. Например, сделал выставку Репина, и выставку Дягилева в Гронингене (север Голландии), где были вещи из Третьяковки, Русского музея, театральных музеев России и западных коллекций. Но основные вещи, которые связаны с "Русскими сезонами", находятся не в России, а в США, в музее Виктории и Альберта в Лондоне и в Австралии, где есть замечательная коллекция костюмов в государственном музее", — добавил собеседник агентства.

Он пояснил, что во время подготовки этой выставки он работал в архивах, в Пушкинском доме (РАН), где хранится большинство рукописей Достоевского и Пушкина и есть семейный архив Дягилева.

"В архиве было более 80 писем Дягилева к мачехе, неизвестных даже специалистам. Интересны они были, прежде всего, тем, что Дягилев — очень закрытая фигура (друзья называли его сфинксом), а в этих письмах к мачехе, которую он очень любил, он писал свободно и откровенно о своих чувствах", — рассказал Схейен.

Он признался, что тогда всерьез задумался о книге, но сначала хотел затронуть только его ранние годы, и понял, что именно это время сильно повлияло на всю дальнейшую жизнь Дягилева.

"Разрыв с семьей, когда он уехал в Европу в 1906 году и больше в России не возвращался, гомосексуализм, неприятие в семье этого — стало для него травмой. Мало кто знает, что в конце жизни он очень хотел вернуться в СССР, но не мог, его братьев репрессировали, хотя Дягилев пытался из-за границы помочь им", — отметил биограф.

По его словам, Дягилев всегда стремился к новаторству, умение уловить и вывести на свет новое, небывалое — самая суть его гения. Например, после Первой мировой войны он больше не хотел работать со своим другом, художником Львом Бакстом, считая его несовременным и предпочитая представителей авангарда — Пикассо и Матисса.

Отвечая на вопрос, почему Дягилева в России знают меньше, чем в Европе и США, Схейен пояснил, что активно Дягилев работал на родине всего 6 лет, до 1906 года, а за границей больше 20 лет.

"Оказалось, что жизнь Дягилева интересна всем и во Франции, и в Германии, Англии, США, ведь он был связан со всеми яркими деятелями искусства того времени. А его влияние на европейский и американский балет — неоценимо. В США — две самые главные балетные труппы были основаны двумя хореографами Дягилева — Джоржем Баланчиным (NY City Ballet) и Леонидом Мясиным (American Dance Theatre)", — пояснил Схейен.

Особенно популярным, по его словам, Дягилев был в Англии.

"Хотя в России обычно говорят о "Парижских сезонах" Дягилева, больше всего представлений он давал в Лондоне, это приносило ему деньги: в Париже Дягилев давал премьеры, а работал — в Лондоне. И почти вся труппа его потом работала в Англии", — добавил он.

Схейен признался, что наиболее удачными считает балет "Петрушку", где была найдена идеальная связь музыки Стравинского, хореографии Фокина, и художественной сценографии Бенуа, и также "Блудного сына" Прокофьева в хореографии Баланчина.

Дягилев — один из создателей художественного объединения "Мир искусства". В 1908 году он вывез в Париж русские оперы "Борис Годунов" Мусоргского, "Руслан и Людмила" Глинки и другие. А в 1909 году состоялись первые оперно-балетные "Русские сезоны" в Париже. В последующие годы Дягилев стал вывозить только балет, пользовавшийся огромным успехом. В 1911 году Дягилев организовал балетную труппу "Русский балет Дягилева". Она просуществовала до его смерти в 1929 году. У Дягилева танцевали лучшие балерины и танцовщики Мариинского и Большого театров.

Шенг Схейен — голландский историк, славист, куратор, бывший атташе по культуре посольства Нидерландов в России. Приглашен арт-директором Года Голландии в России, который пройдет в 2013 году.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала