МОСКВА, 5 дек — РИА Новости. Лидеры КПРФ Геннадий Зюганов, "Справедливой России" Сергей Миронов и партии "Российский общенародный союз" Сергей Бабурин высказались за внесение точечных изменений в конституцию страны, в первую очередь чтобы усилить контрольные полномочия парламента и однозначно закрепить процедуру формирования Совета Федерации.
Парламентский контроль
"Потенциал действующей конституции, безусловно, не исчерпан, но оставаться музейным памятником она не должна… действующая конституция не обеспечивает представительную ветвь власти достаточными полномочиями", — сказал Миронов на заседании дискуссионной площадки "Открытая трибуна", посвященном 20-летию российского основного закона (декабрь 1993).
По его словам, нужно сбалансировать отношения Госдумы и правительства, заложив в конституцию право парламента выражать недоверие как правительству в целом, так и отдельным министрам. Сейчас Дума может заявить о недоверии только всему кабинету сразу.
Также у Госдумы и Совета Федерации должна быть возможность создавать комиссии по расследованию злоупотреблений чиновников, в том числе членов правительства, других представителей исполнительной власти, правоохранительных органов, спецслужб, избиркомов, депутатов, руководителей госкорпораций и госкомпаний, получающих государственные заказы и инвестиции.
Миронов предложил добавить в конституцию три новых главы: "Россия в союзе государств", "Гражданское общество" и "Контрольный орган". Кроме того, считает лидер эсеров, в основном законе должно быть прямое указание на права оппозиционных фракций в Госдуме.
По словам Зюганова, парламент за последние 20 лет "не нашел своего места, у него нет элементарной контрольной функции". Под контролем он подразумевает, в частности, согласование кандидатур министров с депутатами. Сейчас президент обязан согласовать с Думой только кандидатуру премьера, членов кабинета глава государства назначает только по представлению председателя правительства.
"Если бы назначение министра обороны проходило минимум через два-три комитета (парламента), то уверяю вас, таких безобразий с коррупционными схемами, которые вскрылись в министерстве обороны, не было бы", — сказал Зюганов.
Он предложил не только предпринять шаги по ремонту конституции, но и отметил, что коммунисты будут предлагать ряд новых законов, в частности о Федеральном собрании, об оппозиции, о конституционном собрании (предусмотренный конституцией орган по ее пересмотру), об администрации президента. Он добавил, что считает действующий основной закон "конституцией президентского самовластия", поскольку у президента очень большие полномочия.
Бабурин заявил, что изменение действующей конституции неизбежно, и в первую очередь предложил усилить представительную власть, а также вернуться к смешанным выборам в Думу.
"Убежден, что мы должны вернуться к смешанной избирательной системе, чтобы там были представлены как политические партии, так и земли", — сказал он.
Нижняя палата российского парламента поначалу избиралась по партийным спискам (225 депутатов) и по одномандатным округам (еще 225 депутатов), но в 2004 году выборы по округам были отменены.
Полпред правительства в Конституционном, Верховном и Высшем арбитражном судах Михаил Барщевский считает возможным обсудить вопрос об ограничении полномочий президента в пользу парламента.
"С моей точки зрения, это вопрос неактуальный, но это не означает, что он не станет актуальным через 5-10 лет", — сказал он.
Совет Федерации
Миронов предложил закрепить в конституции прямые выборы губернаторов, чтобы не было возможности устанавливать фильтры для кандидатов. Сейчас организация региональной власти в конституции не регулируется. Кроме того, считает он, нужно заложить в основном законе прямые выборы сенаторов.
Сейчас конституция говорит лишь, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого региона: один от законодательной и один от исполнительной власти.
Бабурин предложил в корне изменить систему формирования региональной палаты парламента.
"Место Совета Федерации должен занять полноценный Государственный совет, куда войдут как выборные главы регионов, так и избранные прямым голосованием представители населения тех же регионов", — сказал Бабурин.
В состав такого Государственного совета должны также войти выдающиеся деятели и бывшие президенты Росси, считает Бабурин. Сейчас Госсовет — совещательный орган при президенте, в который входят спикеры Думы и Совфеда, главы думских фракций, губернаторы и президентские полпреды.
Зюганов поддержал идею Бабурина сформировать такой Государственный совет.
"Без создания Государственного совета такого уровня трудно корректировать современную политику… Бабурин предложил довольно интересную и приемлемую схему", — сказал он.
Барщевский также предложил окончательно согласовать и закрепить в конституции порядок формирования Совета Федерации.
"За 20 лет мы имеем уже четвертый с половиной порядок избрания Совета Федерации. Это не последний орган государства, и нужно более точно прописать в конституции порядок избрания Совета Федерации", — сказал он.
Суды и соблюдение закона
Барщевский также считает возможным предусмотреть в конституции гарантии независимости судебной системы, поскольку считает этот вопрос ключевым для страны, и расширить полномочия Конституционного суда.
Кроме того, он предложил внести в конституцию норму о запрете смертной казни, которая в стране уже не применяется.
"Самый актуальный вопрос сегодня — это соблюдение действующей конституции и ее трактование в соответствии с духом конституции", — сказал Барщевский.
В вопросе соблюдения действующей конституции с ним согласилась общественный деятель, член президентского совета по правам человека Ирина Хакамада.
"Основной посыл — не менять конституцию, а наконец привести в порядок исполнение основного закона", — сказала Хакамада.
По ее словам, на повестке дня стоит вопрос об эффективности работы государственной машины.
"Нет обратной связи с тем, что происходит в обществе, отсутствуют гибкие институты исполнительной власти, которые обеспечивали бы самонастройку этих институтов. Проблемы не в конституции", — сказала она.