МОСКВА, 28 ноя — РИА Новости. Руководство Госдумы приняло решение рассматривать антитабачный законопроект в строгом соответствии с регламентными нормами, чтобы в дальнейшем Конституционный суд однажды не принял решение о его отмене; таким образом, в первом чтении законопроект может быть принят не в декабре, как сообщалось ранее, а после нового года, сообщил РИА Новости вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев.
В среду СМИ сообщили, что рассмотрение законопроекта в первом чтении может быть перенесено на январь. Хотя ранее депутаты неоднократно высказывали предположение, что эта законодательная инициатива может пройти первое чтение до конца текущего года. На последнем пленарном заседании 23 ноября при рассмотрении примерного календаря законопроектной работы палаты на предстоящий месяц первый вице-спикер Александр Жуков сообщил, что законопроект будет рассмотрен в первом чтении 14 декабря.
Глава комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников (ЛДПР) обвинил табачных лоббистов в затягивании процедуры принятия такого закона и пояснил, что благодаря их усилиям на Совете Думы, который формирует повестку пленарных заседаний, было принято решение о месячной рассылке законопроекта в субъекты РФ, хотя такая процедура перед первым чтением документа четко не прописана регламентом и этот срок при желании можно было бы подсократить.
"Я просил рассмотреть законопроект 21 ноября. Там было небольшое нарушение 30 дней рассылки перед первым чтением, но оно нежесткое в отличие от второго, когда 30 дней дается на поправки. Но лоббисты пролоббировали, чтобы его разослать. Таким образом, до 15 декабря мы его рассматривать не сможем", — сказал Калашников РИА Новости.
Он пояснил, что до 14 декабря законопроект будет в рассылке. При этом 15 декабря выпадает на субботу. Перед вынесением на Совет Думы (ближайший состоится 17 декабря) документ должен пройти рассмотрение в комитете.
"То есть на 17 декабря на Совет он не будет вынесен. В лучшем случае он будет внесен 20 числа (в четверг), после которого останется только одно заседание 21 декабря. Шанс, что с пылу с жару этот закон войдет в порядок работы на 21 декабря с учетом, что последнее пленарное заседание, как правило, перегружено, достаточно мал", — сказал глава комитета.
В свою очередь Лебедев, который входит в Совет Думы и принимал участие в заседании, когда решалась "судьба" этого законопроекта, рассказал РИА Новости, что по этому документу возник спор в связи с тем, что когда законопроект касается всех субъектов РФ, он должен идти в месячную рассылку.
"Сергей Вячеславович (Калашников) наставил на том, что законопроект имеет высокий резонанс, его очень ждут и поэтому можно было обойтись более короткой рассылкой, ведь суть законопроекта и так всем понятна. Поэтому он сделал такое предложение, и мы его в этом поддерживаем. Однако (Андрей) Логинов, который является полномочным представителем правительства в Госдуме, от имени правительства настоял на соблюдении всех норм закона, чтобы не дать повод кому-либо когда-либо сказать, что закон был принят с нарушениями", — сказал Лебедев, добавив, что в этом случае Конституционный суд может его отменить.
"Если закон принят не по нормам регламента, то Конституционный суд вправе его отменить. То есть закон будет считаться не принятым", — пояснил парламентарий.
Вице-спикер выразил сомнение в том факте, что дело тут в лоббизме табачной мафии, потому как по сути такой перенос сроков ничего не меняет.
"Я не думаю, что лоббисты пролоббировали. Это ничего не меняет, он все равно будет вынесен на первое чтение, не в декабре так в январе, отложится на два месяца. Я не думаю, что это что-то сильно изменит", — сказал Лебедев.
В свою очередь другой участник Совета Думы, первый вице-спикер палаты от КПРФ Иван Мельников сказал РИА Новости, что законопроект, по его мнению, действительно ждет непростая судьба.
"Не буду вдаваться в подробности, но действительно сейчас уже ясно, что этот законопроект ждет непростая судьба и определенные лоббистские силы этого ракового бизнеса уже включились. Как и через какие механизмы — не столь важно", — сказал Мельников.
При этом он отметил, что поймать таких лоббистов за руку внутри регламентных норм Госдумы почти невозможно, могут быть только предположения.
"Но здоровые силы готовы к борьбе за такой закон, чем раньше, тем лучше. Та что оптимизм можно сохранять", — сказал коммунист.
"Ну, а что касается интересов "убежденных курильщиков", то какие-то перегибы проекта закона, если они есть, можно убрать поправками. Это другой, технический вопрос", — добавил Мельников.
Предложения Митрофанова
Вместе с тем, Калашников высказал опасения, что законопроект может в итоге не дойти до рассмотрения в первом чтении даже в этом созыве Думы в связи с тем, что 13 ноября депутат Алексей Митрофанов внес в нижнюю палату законопроект на ту же тему — "Об ограничении курения табака в целях охраны здоровья населения".
Как пишут СМИ, Митрофанов в своем законопроекте предлагает не лишать киоски права продавать сигареты, что запрещается предложенной правительством редакцией законопроекта, а также предоставить право собственникам кафе и ресторанов самостоятельно решать вопрос о запрете курения в своих заведениях. Законопроект депутата, внесенный еще 13 ноября, до сих пор не расписан в профильный комитет и в электронной базе законопроектной работы палаты еще нет текста инициативы. Обычно это процедура занимает максимум 2-3 рабочих дня.
"Это еще одна фишка. Митрофанов внес законопроект с аналогичным названием. По регламенту, если вносится проект, мы ждем. Мы не рассматриваем первый пока и на второй не придет отзыв через 30 дней. Я сейчас не знаю, где находится его законопроект. Он висит в базе, но его никто не видел и никто не рассылал", — сказал Калашников.
Если в ближайшее время будет принято решение о месячной рассылке законопроекта Митрофанова, то процедура рассмотрения законопроекта правительства соответственно еще затянется.
"Если учесть, что 100 депутатов через каждые 25 дней будут вносить свой (аналогичный) закон, так мы и в этой Думе его не примем", — предположил глава комитета по охране здоровья.
Он также не исключил, что в ближайшее время кто-нибудь еще не внесет схожую инициативу.
Лебедев, в свою очередь, сказал, что не слышал о законопроекте, однако подтвердил, что такая схема затягивания рассмотрения законодательных инициатив вполне рабочая.
"Здесь Сергей Вячеславович (Калашников) прав, если каждый месяц депутаты будут вносить похожие законопроекты, которые по регламенту должны рассматриваться вместе, как альтернативные, то можно затянуть принятие любого документа. Такая схема возможна. И я не исключаю, что Митрофанов может быть лоббистом табачной мафии", — сказал вице-спикер.
Со своей стороны первый зампред комитета Госдумы по регламенту и организации работы палаты Надежда Герасимова сказал РИА Новости, что не стоит опасаться искусственного затягивания рассмотрения антитабачного законопроекта из-за вносимых другими депутатами схожих законодательных инициатив.
"Есть Совет Думы, который может принять любое решение, отличное от того, что написано в регламенте. Таким образом, Совет может решить не рассматривать последующие законопроекты как альтернативные, вынести на рассмотрение законопроект правительства и решить, что все остальные будут рассматриваться в обычном порядке", — сказала Герасимова.
По ее словам, рассмотрение законопроекта может затянуть не столько внесение альтернативных инициатив, сколько подготовка ко второму чтению документа, в который в связи с его резонансностью может быть внесено большое количество поправок после широкого обсуждения, в том числе и среди населения РФ.
РИА Новости пока не удалось дозвониться до Митрофанова.
Правительство РФ в конце октября внесло в Госдуму законопроект о запрете с 2015 года курения в общественных местах. По данным Минздрава, меры, ограничивающие потребление сигарет, предполагается вводить поэтапно: ряд мер вступит в силу с момента принятия законопроекта, другие будут введены с 1 июля 2014 года и с 1 января 2015 года.
Законопроект разработан в целях совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья населения от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака с учетом положений рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Разработка законопроекта обусловлена высокой распространенностью потребления табака и связанными с этим негативными медицинскими, демографическими и другими социально-экономическими последствиями.