В конце мая 2012 года в России было сформировано новое правительство, и во главе министерств — как старых, так и вновь созданных — появились новые фигуры. Финансовая влиятельность ведомств, которыми управляют новые министры, далеко не одинакова, да и сохранившие свои посты руководители в ряде случаев получили новые функции и полномочия для своих ведомств, а с ними — и дополнительные финансовые потоки, которыми им предстоит распоряжаться.
"Рейтинг финансовой влиятельности министерств", совместный проект сайта RIA.RU и издания "Московские Новости", подготовленный на основе исследований агентства "РИА Рейтинг", позволяет сравнить позиции министерств по степени финансовой влиятельности, выявить диспропорции между опытом министров и управляемыми средствами, оценить соответствие зарплат чиновников и объемов управляемых ими средств.
В российских реалиях именно контроль за распределением бюджетных средств во многом определяет степень значимости каждого конкретного министерства и помогает оценить степень финансовой влиятельности министра.
Для оценки бюджетных потоков использовался проект бюджета на 2013 год, принимаемый уже с учетом новой структуры правительства.
В рейтинг не вошел Минфин, поскольку формирование бюджета и управление бюджетными расходами является непосредственной обязанностью этого министерства. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, среди функций Минфина — проектирование предельных объемов бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств федерального бюджета, в качестве которых выступают министерства; организация исполнения федерального бюджета, установка порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета; бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета и кассового плана исполнения федерального бюджета.
То есть Минфин выступает в качестве "управляющего элемента" в системе распорядителей бюджетных средств.
Лидеры и аутсайдеры
Согласно бюджетным планам, самый большой объем расходуемых средств в 2013 году будет находиться под управлением (администрированием) министерства обороны РФ. Расходы бюджета, распорядителем которых станет ведомство Сергея Шойгу, в 2013 году составят 1361,1 млрд. руб.
На втором месте расположилось другое силовое министерство — МВД Владимира Колокольцева с почти 1,1 трлн. руб. управляемых средств. При этом следует отметить, что уже в 2012 году МВД практически догнало Минобороны по объему подконтрольных ему бюджетных потоков. Это стало результатом произошедшего двукратного увеличения бюджета министерства — прежде всего, вследствие существенного повышения уровня заработных плат сотрудникам полиции. В настоящее время расходы в распоряжении одного только МВД сопоставимы, например, с расходной частью всего бюджета Украины.
С почти четырехкратным отставанием от лидера лидирующую тройку замыкает Минобрнауки под руководством Дмитрия Ливанова. Расходы бюджета этого министерства — 391,5 млрд. руб. — вероятно, не так велики, как хотелось бы многим россиянам, однако достаточно символично, что именно министерство образования и науки оказалось в лидерах вместе с ведомствами, отвечающими за оборону и безопасность.
На армию и милицию государство средств не жалеет, и денежные потоки, подконтрольные двум главным силовым министерствам, почти на 40% превышают средства, предоставленные всем остальным семнадцати вошедшим в рейтинг министерствам, вместе взятым.
При этом объемы средств, контролируемых рядом министерств, отстают от лидеров в десятки раз.
Так, нижние позиции рейтинга заняли вновь созданное Минвостокразвития (министр — Виктор Ишаев), чьи расходы пока составляют всего 0,8 млрд. руб., Минкомсвязи (глава — Николай Никифоров) с контролем над финансовыми потоками в объеме 12,1 млрд. руб. и Минюст (руководитель — Александр Коновалов) с 12,6 млрд. руб.
Впрочем, это совершенно не означает, что у этих министерств и министров нет других рычагов влияния.
Самые значительные изменения расходов
Значимое снижение расходов планируется также в Минэнерго (руководитель — Александр Новак) и Минрегионе (руководитель — Игорь Слюняев), но и здесь это связано с объективными причинами: сокращением расходов на ряд завершающихся проектов, в частности — на Олимпиаду в Сочи, где уже профинансирована большая часть затрат, а также отсутствием расходов на уже завершившиеся проекты — например, саммит АТЭС.
Самый большой рост расходов на 2013 год запланирован по Минприроды (глава — Сергей Донской) — на 20%. Это связано с повышением внимания государства к охране окружающей среды и ростом финансирования сразу по нескольким направлениям в этой сфере.
Связь влиятельности министерства и количества работников
Лидерами и поэтому показателю с огромным отрывом являются силовые ведомства: Минобороны и МВД: законодательно установленная численность центральных аппаратов этих министерств превышает 10 тыс. человек и 9 тыс. человек соответственно.
На третьем месте — министерство иностранных дел (глава — Сергей Лавров) с аппаратом в 3,1 тыс. человек.
Меньше всего сотрудников занято в центральных аппаратах недавно созданного Минвостокразвития — 253 человека, Минспорта (глава — Виталий Мутко) — 275 человек, и Минкультуры (руководитель — Владимир Мединский) — 329 человек.
В средних по численности российских министерствах трудится около 600 человек.
Чья зарплата выше
Относительно небольшие зарплаты, исходя из оценок, получают сотрудники в Минтруде — 45 тыс. руб., Минздраве — 48 тыс. руб. и Минсельхозе — 52 тыс. руб.
Средняя заработная плата в центральных аппаратах российских министерств при этом составляет около 60 тыс. руб., более чем в два раза превышая среднюю по стране.
Корреляция зарплат и бюджетных потоков
Особенно выделяются с этой точки зрения Минздрав, Минсельхоз, и Минпромторг: по уровню зарплат эти ведомства занимают только 18, 17 и 15-е места, что слабо соответствует их позициям по размеру финансовых потоков.
То есть в российских реалиях уровень возложенной в расходовании финансовых ресурсов ответственности и доверия далеко не всегда напрямую подкрепляется соответственными денежными стимулами.
Более благополучно обстоят дела с финансовой мотивацией сотрудников в Минвостокразвития, Минэкономразвития и Минюсте. В этих ведомствах относительно высокие заработные платы, и не слишком большие бюджетные потоки.
Министры-долгожители и министры-новички
На втором месте — глава Минобороны Сергей Шойгу, а замкнул первую тройку руководитель Минспорта Виталий Мутко. В нижней части подрейтинга — глава Минэнерго Александр Новак, руководители Минкультуры Владимир Мединский и Минкомсвязи Николай Никифоров.
Достаточно любопытно выглядит сравнение опыта руководителей и объема бюджетных средств, которыми они управляют.
Минпромторг, Минобрнауки и Минсельхоз занимают верхние позиции в таблице, ранжирующей объем подконтрольных им финансовых ресурсов, а руководители этих министерств в подрейтинге, учитывающем управленческий опыт, расположились в нижней части таблицы.
В числе лидеров по опыту руководителей оказались главы Минвостокразвития, Минэкономразвития и МИДа, но в управлении у их министерств находятся относительно скромные средства.
В правительстве преобладают экономисты среднего возраста
Самый молодой министр в правительстве Дмитрия Медведева — глава Минкомсвязи Николай Никифоров, ему исполнилось 30 лет. На десять лет старше его следующие по возрасту министр по связям с открытым правительством Михаил Абызов и вице-премьер Аркадий Дворкович.
Самый большой возраст в правительстве — у руководителя Минвостокразвития: Виктору Ишаеву 64 года. Сергею Лаврову 62 года, Сергею Шойгу — 57 лет.
Наибольшее представительство в правительстве имеют дипломированные экономисты — ВУЗы по этому направлению закончило 11 человек из 28 членов правительства. Значительна и роль юристов — их в правительстве семеро. Большинство из членов правительства — 19 человек — учились в Москве, высшее образование в Санкт-Петербурге получали четверо, остальные учились за пределами двух столиц.
Методология
Источниками для анализа и расчетов послужили данные Минфина России, Казначейства России, Росстата, официальных нормативных актов, сайта Правительства России, а также другая открытая информация. Рейтинг министерств по уровню финансовой влиятельности строился путем ранжирования министерств по объему ведомственных расходов согласно проекту федерального бюджета на 2013 год.
Ведомственные расходы на 2012 годы указывались в соответствии с бюджетной росписью по состоянию на 01.10.2012. Оценка заработной платы по министерствам производилась исходя из расходов на фонд оплаты труда и страховых взносов центральных аппаратов министерств согласно бюджетным ассигнованиям на 2013 год по состоянию на 01.10.2012 г. путем вычитания из расчетной составляющей страховых взносов. Для силовых ведомств использовались также данные о расходах на выплату довольствий. Для Минвостокразвития использовался законодательно установленный фонд оплаты труда.
При расчете численности и средней заработной платы использовались данные о численности министерств согласно Росстату на 1 июля 2012 года. Для силовых ведомств, Минтруда, Минздрава и Минвостокразвития использовалась законодательно установленная предельная численность. Для оценки опыта использовалась экспертная оценка "РИА Рейтинг" исходя из данных, опубликованных сайтом Правительства России и открытых источников. При ее получении рассчитывалась сумма лет профессионального и управленческого опыта.