24 ноября 2012 года заключенные колонии №6 города Копейска Челябинской области устроили акцию протеста. Никаких погромов на территории колонии нет, заключенные сами называют свои действия акцией протеста, но не бунтом. Они настаивают на освобождении из штрафного изолятора ряда осужденных. Около учреждения собрались родственники осужденных, по сообщению регионального главка МВД, большинство из них разошлись через несколько часов. Оставшиеся на месте молодые люди, будучи в состоянии алкогольного опьянения, пытались нарушить общественный порядок, около 30 человек были задержаны.
2012
18 октября в исправительной колонии строгого режима №15 в Ангарске Иркутской области 11 заключенных выразили несогласие с распорядком дня учреждения: подъемом, выполнением зарядки, выходом на работу и культурно-массовые мероприятия. В знак протеста заключенные нанесли себе поверхностные порезы предплечий. Всем осужденным была оказана медицинская помощь, госпитализация никому из них не потребовалось.
22 октября еще пять осужденных ИК-15 нанесли себе поверхностные порезы предплечий. По версии следствия, причиной данного поступка стало давление со стороны остальных осужденных отряда, так как эти пять человек не принимали участие в конфликте 18 октября. Всем пяти осужденным была оказана медицинская помощь.
13 августа в колонии №1 в Якутске 19 человек пытались вскрыть вены, они порезали руки одноразовыми бритвенными станками. Всем осужденным была оказана медицинская помощь.
В ночь на 20 июля пятеро осужденных в колонии особого режима №4 в Салавате (Башкирия) вскрыли себе вены.
На следующее утро 599 осужденных этой колонии объявили голодовку. Предположительно, причиной стала смерть заключенного в больнице. Эксперты установили, что заключенный скончался от болезни, а не от применения физической силы сотрудниками колонии.
16 мая 12 заключенных омской колонии №12 в туалетных комнатах порезали себе руки и шеи, протестуя, по данным Следственного комитета, против условий содержания. Используя одноразовые бритвенные станки, заключенные нанесли себе поверхностные раны, не опасные для жизни и повлекшие легкий вред здоровью. Все участники акции прибыли в Омскую область из Тувы и требовали перевода обратно в тувинскую колонию.
18 апреля около 30 заключенных устроили драку в исправительной колонии №55 в городе Ивделе Свердловской области. В ходе драки несколько осужденных получили травмы различной степени тяжести, в том числе переломы костей. Организаторы беспорядков разбили в колонии стекла, повредили мебель.
Для прекращения беспорядков в учреждении вводился план "Крепость", силами сотрудников колонии массовая драка была прекращена, большая часть ее участников водворена в штрафной изолятор. Пять осужденных, получивших наиболее серьезные повреждения, направлены в лечебное учреждение.
4 апреля около 200 осужденных ИК-3 города Льгова Курской области совершили акт массового членовредительства и объявили голодовку, протестуя против повторного назначения начальником колонии Юрия Бушина, покинувшего этот пост в 2005 году после массового бунта заключенных. В марте осужденные ИК-3 уже объявляли голодовку, продлившуюся около суток.
11 зачинщиков бунта были переведены в другие исправительные учреждения. 8 апреля все осужденные ИК-3 начали принимать пищу, и УФСИН заявило об урегулировании ситуации. Дело было взято под контроль уполномоченным по правам человека России Владимиром Лукиным и уполномоченным по правам человека в Курской области Николаем Ефремовым.
22 марта в Вологодской области России заключенный Алексей Шестаков, отбывавший наказание в 24 года по статье "убийство", сбежал из колонии строгого режима в поселке Шексна, где сидят особо опасные преступники. За ним прилетел захваченный сообщниками вертолет. Ми-2 завис над территорией колонии, спустил веревочную лестницу и улетел вместе с заключенным. Сбежавший и его сообщники высадились на окраине Вологды. Шестаков пытался уехать на такси, но был пойман и обезврежен через несколько часов, его сообщников задержали через несколько дней.
Шестакову предъявлено обвинение в организации преступления — захвата и угона воздушного судна, а также в совершении побега из места лишения свободы, угона транспортного средства, угрозе применения насилия в отношении представителя власти и покушении на угон автомобиля. Его сообщники — Татьяна Важалина и Александр Русаков — обвиняются в захвате и угоне вертолета, а также пособничестве в побеге. При этом Русакову также вменяется незаконное приобретение, хранение и перевозка амфетамина, который, по версии следствия, он приобрел в Петербурге и возил с собой до самого задержания.
Заместителю начальника вологодской колонии Александру Белоликову предъявлено обвинение в получении взяток и злоупотреблении полномочиями.
По версии следствия, Белоликов в мае 2011 года за взятку в 10 тысяч рублей настоял на том, чтобы совершивший позднее побег Алексей Шестаков был снят с профилактического учета лиц, склонных к побегу. Осужденный, как поясняют следователи, получил возможность жить в отдельном помещении в спортзале колонии и пользоваться мобильной связью. Также, по информации ведомства, Белоликов получал взятки от Шестакова и ранее.
2011
11 декабря более 20 несовершеннолетних заключенных Белореченской воспитательной колонии Краснодарского края порезали себе руки лезвиями от бритвенных станков с целью послабления режима содержания. Им была оказана медицинская помощь.
7 ноября более 80 заключенных челябинской исправительной колонии №2 порезали себе руки в знак протеста против режима. Всем осужденным была оказана медицинская помощь без хирургического вмешательства. Причиной инцидента стало недовольство режимом содержания, а именно нежелание осужденных передвигаться строем, выполнять зарядку.
23 июля несколько несовершеннолетних, отбывающих наказание в Белореченской воспитательной колонии УФСИН России по Краснодарскому краю, совершили погромы в дежурной части, банно-прачечном комплексе и жилых помещениях. В результате действий осужденных колонии был причинен ущерб на общую сумму свыше 260 тысяч рублей. В марте 2012 года Белореченский районный суд Краснодарского края приговорил 19 несовершеннолетних заключенных, устроивших массовые беспорядки, к срокам заключения от 1,5 до 3 лет.
27 мая двое осужденных исправительной колонии №4 в Псковской области захватили шесть женщин-сотрудниц медико-санитарной части. Захватчики требовали 40 тысяч рублей и спиртное. В результате операции по освобождению заложников живыми были захвачены оба преступника.
Суд приговорил обвиняемых в захвате заложников в псковской колонии Кирилла Голубева и Юрия Иващенко к 17 и 16 годам заключения. Суд также потребовал взыскать с каждого подсудимого в пользу семерых потерпевших — шести медсестер и одного охранника по 100 тысяч рублей каждому.
17 мая осужденные колонии №4 в Бурятии устроили беспорядки. Инцидент произошел в карантинной зоне колонии. При проведении обыска прибывших осужденных один из них выразил недовольство режимом, отказался подписывать необходимые бумаги. При этом, он разбил стекло и нанес себе незначительные порезы, его поддержали еще шестеро осужденных. При подавлении беспорядков нарушители нанесли незначительные травмы двоим сотрудникам учреждения.
23 апреля дежурный части отдела безопасности ФКУ ИК-15 УФСИН России по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре из-за личной неприязни избил осужденного. С целью выразить возмущение действиями дежурного, осужденный, к которому было применено насилие, порезал себе руки. После этого еще 80 осужденных вышли на плац исправительного учреждения напротив дежурной части и стали требовать наказания должностного лица, при этом часть из них также порезали себе руки. В отношении дежурного части было возбуждено уголовное
В ночь на 17 апреля в колонии №10 (ИК-10) Краснокаменска произошел пожар. Выгорели жилые корпуса, ряд хозяйственных и административных зданий, жертв нет. Была проведена эвакуация заключенных. Причиной пожара стал поджог, который совершила группа осужденных с целью дезорганизации работы колонии.
Общий ущерб от массовых беспорядков составил 38,1 миллиона рублей. Было выявлено 25 организаторов и участников поджога. Часть из них дала признательные показания в организации и участии в массовых беспорядках.
В качестве подозреваемых по делу проходят более 40 человек, 1,1 тысячи человек — в качестве свидетелей.
Одновременно расследуется уголовное дело по факту превышения должностных полномочий сотрудниками колонии — насилия при пресечении массовых беспорядков. Потерпевшими по этому делу проходят около 140 заключенных, подозреваемыми — десять сотрудников УФСИН.
Глава ФСИН России Александр Реймер после инцидента уволил начальника сгоревшей забайкальской колонии Александра Рябко. Начальник краевого УФСИН Владимир Никитеев получил представление о неполном служебном соответствии, но сохранил должность. Представления о неполном служебном соответствии также получили заместитель Рябко по тылу и начальник отдела безопасности краевого УФСИН. Еще ряд сотрудников УФСИН понижены в должности.
В июле 2011 года суд приговорил к двум годам и двум месяцам лишения свободы двух организаторов массовых беспорядков в колонии номер 10 забайкальского города Краснокаменск.
В июне 2012 года 4 года колонии за активное участие в погроме получил один из осужденных Алексей Прокопьев.
В июле 2012 года к трем годам и десяти месяцам лишения свободы был осужден еще один участник массовых беспорядков Роман Арефьев.
2 апреля беспорядки произошли в колонии общего режима №62 в районе города Ивдель (Свердловская область), где содержатся неоднократно судимые граждане.
В организации массовых беспорядков обвиняются девять человек. По версии следствия, один из обвиняемых по делу испытывал личную неприязнь к ряду осужденных. Совместно с другими обвиняемыми он организовал массовые беспорядки на территории колонии. Они сопровождались применением насилия в отношении ряда осужденных, а также погромами и уничтожением имущества. Заключенные обвиняются по статьям "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью" и "Массовые беспорядки". В ходе беспорядков обвиняемые и ряд других заключенных избили деревянными брусками и лопатами 14 осужденных, один из пострадавших скончался. Кроме того, в результате погромов уничтожено имущество колонии на сумму свыше 500 тысяч рублей.
25 февраля девять заключенных вскрыли себе вены в омском лечебно-исправительном учреждении №10.
Всем им была оказана медицинская помощь. Один из участников акции протеста был вывезен в больницу, так как проявлял признаки психического расстройства. Главным требованием осужденных было ослабление условий содержания.
2 марта в том же учреждении двое заключенных объявили голодовку, протестуя против перевода их в карцер, один из них ранее участвовал в неудавшейся попытке массового самоубийства.
9 февраля пресс-служба главного управления (ГУ) ФСИН по Пермскому краю сообщила, что в учреждении ИК-13 проводились режимные мероприятия, в результате у осужденных изъяли большое количество запрещенных предметов. В ответ на это четверо осужденных, и ранее злостно нарушавших порядок, вскрыли себе вены и призывали других заключенных к противоправным действиям и голодовке. Кроме того, один из зачинщиков беспорядков пытался устроить пожар в камере. Как выяснил аппарат уполномоченного по правам человека в регионе, основанием для протестных действий послужили плохие условия содержания в колонии, недостаточное и некачественное питание.
18 января стало известно, что более десяти осужденных одной из колоний Новочеркасска объявили бессрочную голодовку из-за "систематических нарушений их прав", в частности, безответственной работы медперсонала, беззаконий на пункте приема посылок от родственников, завышенной стоимости телефонных переговоров. Кроме того, прокурору области поступили заявления от родственников двух заключенных, в которых сообщалось о голодовке. Общественники и прокуратура не подтвердили факт голодовки и не выявили каких-либо нарушений прав заключенных.
В мае Новочеркасский городской суд Ростовской области вынес обвинительный приговор по делу двух заключенных, призывавших арестантов к голодовке. С учетом неотбытого наказания окончательно суд назначил одному подсудимому три года и три месяца, другому — восемь лет и девять месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
2010
30 сентября в штрафном изоляторе колонии строгого режима в новгородском поселке Парфино заключенные нанесли себе многочисленные, но не опасные для жизни порезы бритвенными лезвиями и осколками стекла. По словам представителя Новгородской областной прокуратуры, акцию организовал один из осужденных, который ранее уже совершал действия, направленные на ослабление режима в колонии и дезорганизацию деятельности учреждения. Сотрудники специальной прокуратуры установили, что руководство учреждения располагало информацией об организаторе акции, но при этом не изолировало его от других осужденных.
11 сентября 17 осужденных подростков Белореченской воспитательной колонии устроили массовые беспорядки. Они требовали ослабления режима содержания. В ходе погрома заключенные повредили имущество в столовой, медчасти и общежитии.
При этом беспорядки сопровождались поджогами. Общий ущерб от событий в колонии превысил 1,5 миллиона рублей. За организацию беспорядков суд приговорил подростков к срокам от полутора до трех лет лишения свободы.
В ночь на 26 апреля бунт произошел в Юргамышской воспитательной колонии в Курганской области.
В здании общежития отрядов номер 1 и номер 2 несколько подростков избили одного из охранников учреждения. Сотрудникам колонии удалось уладить конфликт, никто из осужденных не пострадал.
В январе 2011 года суд назначил организатору беспорядков наказание в виде девяти лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима. Другой участник акции приговорен к пяти с половиной годам заключения, говорится в сообщении. Третий соучастник преступления скончался во время следствия в связи с заболеванием сердца.
24 апреля заключенный Василий Локолев, находившийся под стражей по обвинению в насилии над несовершеннолетним, совершил побег из московского следственного изолятора номер 2, известного как "Бутырка". Это четвертый за последнее десятилетие побег из "Бутырки".
Предположительно, заключенный покинул камеру через окно, выдавив решетку. Взобравшись на крышу, он спрыгнул и оказался за стенами изолятора. На следующий день в ходе проведенных оперативно-розыскных мероприятий Локолев был задержан сотрудниками УФСИН России по Москве.
2 апреля в исправительно-трудовой колонии номер 13 в Энгельсском районе области около 20 заключенных вскрыли вены в знак протеста.
По данным следствия, сотрудники исправительной колонии применили специальные средства для усмирения заключенных, после чего последние устроили "акт массового самоубийства".
В январе два заключенных исправительной колонии в Новочеркасске, недовольные тем, что у одного из них был изъят мобильный телефон, по словам представителя прокуратуры, "стали собирать из осужденных отряды, чтобы дестабилизировать деятельность исправительного учреждения, а для придания этому огласки они сообщили через своих родственников в СМИ и надзорные органы о якобы неоднократных нарушениях их прав". Кроме того, по его словам, подозреваемые избили двух осужденных, отказавшихся участвовать в голодовке.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости