Материал подготовлен проектом Туризм Группы сайтов РИА Новости >>
Знаменитый Монмартрский холм, увенчанный базиликой Сакре-Кёр, хорошо виден из разных районов Парижа, но особенно впечатляюще его белая яйцеглавая громадина смотрится с верхней обзорной площадки Эйфелевой башни. Оттуда кажется, что храм не просто возвышается над городом, а буквально парит над бескрайним морем серых крыш огромного мегаполиса.
Дорога на Монмартр
Есть много путей, ведущих к базилике Святого Сердца, но большинство путников устремляются туда от площади Пигаль по улице Удон сквозь так называемый секс-вход Монмартра. Далее можно воспользоваться фуникулером или "монмартрбюсом" (автобус на электротяге), а коль ног не жалко - взобраться к подножию храма по просторной парадной лестнице, благо за это денег не берут.
Однако хорошие гиды назначают группам встречи на площади Бланш, чтобы провести туристов по пустым старым улочкам настоящего Монмартра, где до сих пор соседи переговариваются между собой сквозь окна через улицу, где в маленьких тенистых дворах дети гоняют сытых голубей, а из открытых дверей кафе доносятся негромкие звуки старого фортепиано или аккордеона.
В этом районе купить жилье практически невозможно, так как ни один обитатель Монмартра ни за какие деньги добровольно не согласится покинуть родной дом.
Отрезок бульвара Клиши между площадями Пигаль и Бланш до сих пор оправдывает славу Квартала красных фонарей. Здесь практически нет привычных нам магазинов - только лавки, кинотеатры и салоны определенной амурной направленности, а вывески и витрины переливаются всеми оттенками алого.
Но абсолютной фавориткой этого пурпурного царства любви остается крылатая мельница "Мулен Руж". Именно в этом кабаре проводил иногда сутки напролет неповторимый Тулуз-Лотрек, рисуя королев канкана и свою любимую модель Обжору (La Goulue). Сегодня на сцене "Мулен Ружа" танцуют главным образом артисты из России, среди которых особой популярностью пользуются выпускники школы Игоря Моисеева.
Красная мельница размахивает своими электроприводными лопастями независимо от порывов ветра. Она была построена в память о настоящих ветряных труженицах, некогда слывших визитной карточкой Монмартра.
Еще в XIX веке на холме было три десятка подобных сооружений, но до нашего времени сохранились только две старые деревянные мельницы, первая из которых видна уже в конце улицы Лепик, что начинается сразу за "Мулен Ружем". Считается, что Лепик была проложена по приказу самого Наполеона Бонапарта, возмущенного тем фактом, что на вершину Монмартра тогда был только один путь. Новую трассу не преминули окрестить Императорской, но в 1864 году понизили в звании, дав имя генерала, руководившего обороной Парижа в 1814 году. Из истории мы знаем, что русские завоевали не только сам город, но и сердца его обитательниц, впрочем, об этом позже…
Мемориальные двери
На фасадах, выходящих на улицу Лепик, нет мемориальных досок, но есть мемориальные двери. Мемориальные в том смысле, что они хранят память о достойных людях, некогда их открывавших и закрывавших.
За дверью дома №12 с 1874 по 1876 год жил с семьей Илья Репин. Здесь по заказу Павла Третьякова художник писал портрет Ивана Сергеевича Тургенева, который не понравился ни заказчику, ни модели. Писатель сказал, что у него на картине "вид старого развратника, да и улыбка какая-то наглая". Третьяков от заказа отказался, но позже портрет классика купил Савва Мамонтов, так что в конце концов работа Репина все-таки заняла достойное место в Третьяковской галерее.
Одновременно художник работал еще и над полотном "Садко", но, как сам потом признавался, без особого энтузиазма. Однако картина пришлась по душе великому князю-наследнику, будущему императору Александру III, который приобрел ее, посетив ателье на улице Лепик в 1874 году. Ныне творение Репина находится в коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге.
Выше по улице, в доме №54, для своего брата Винсента снимал квартиру Тео Ван Гог, а совсем неподалеку жил Амадео Модильяни. Красавца итальянца и его вечного собутыльника Мориса Утрилло часто видели бредущими нетвердой походкой по улице в поисках очередного питейного заведения.
Кровавая мельница
Та деревянная мельница, которая оставалась в поле нашего зрения во время восхождения по улице Лепик, была построена в 1622 году, причем все ее механизмы до сих пор неплохо сохранились. Изображение этой крылатой старожилки можно встретить на полотнах многих художников, писавших Монмартр, но больше всего ее помнят в связи с одной страшной легендой.
С начала XIX века эта Лепешечная мельница (Мулен-де-ла-Галетт) принадлежала четверым братьям Дебре. Рассказывают, что в ходе обороны Парижа 1814 года трое из этих молодцев пали смертью храбрых, защищая собственную мельницу, а последний, Пьер-Шарль, преисполнясь ненавистью к русским захватчикам, принялся по ночам отстреливать подгулявших казаков. Вскоре ночные преступления Дебре были раскрыты, и лихие русские вояки учинили над мельником-патриотом страшную расправу. Его не просто убили, а четвертовали, после чего части тела прибили к крыльям злополучной мельницы. Только спустя сутки жене Пьера-Шарля удалось собрать останки мужа и похоронить в могиле его братьев на маленьком кладбище Сен-Пьер-де-Монмартр близ базилики Святого Сердца.
Дотошные историки поспешили развеять эту жуткую легенду, разведав, что последний из братьев Дебре был просто убит мародерами в собственном доме, а его жена умерла еще до прихода русских в Париж, но разве это имеет какое-нибудь значение!
История Лепешечной мельницы не закончилась с уходом русских с Монмартра. Предприимчивый потомок Дебре открыл в помещении мельницы в 1860 году танцплощадку, которую с удовольствием посещали Ван Гог, Тулуз Лотрек, Огюст Ренуар и другие богемные обитатели района. В музее д'Орсе можно увидеть полотно "Бал в Мулен-де-ла-Галетт", написанное Ренуаром.
Не все препятствия преодолимы
Неподалеку от Мулен-де-ла-Галетт, на пересечении улиц Жирардон и Жюно жил писатель Марсель Эмме, автор рассказа о человеке, проходящем через стену. Его друг Жан Марэ, которого в России хорошо знают как исполнителя роли Фантомаса, но не догадываются, что во Франции он прославился как художник и скульптор, изобразил Эмме подобно литературному герою - проходящим через стену. Это экстравагантное произведение можно увидеть прямо на фасаде соседнего дома.
Буквально в двух шагах от изображения человека, не ведающего преград, находится небольшая уютная площадь Далиды. Здесь установлен памятник-бюст этой популярной певице. Иоланда Джильотти, известная миру как Далида, родилась в 1933 году в Каире. Ее родители-музыканты переехали в столицу Египта из итальянской области Калабрия в поисках лучшей жизни. В 1955 году девушка перебралась в Париж с единственной мечтой - стать киноактрисой, но судьба распорядилась иначе. Она устроилась певицей в ночной клуб и выучилась играть на гитаре, там ее и услышал Бруно Кокатрикс, директор мюзик-холла "Олимпия". Через год ее низкий пластичный выразительный голос стал известен всем французам.
Самоубийство 54-летней дивы буквально потрясло поклонников ее творчества. Она добровольно ушла из жизни, так как не захотела оказаться в тюрьме, место в которой ей было гарантировано за уклонение от уплаты налогов. Перед тем как принять смертельную дозу снотворного, Далида сделала роскошную прическу и макияж, как будто собиралась вновь выйти на сцену… На самом деле она ее покидала.
На этом месте мы сделаем остановку, а продолжим прогулку по Монмартру через неделю.
Ирина Нехорошкина