Рейтинг@Mail.ru
Максим Толстой: что хорошо для рижанина - хорошо для туриста - РИА Новости, 31.07.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Максим Толстой: что хорошо для рижанина - хорошо для туриста

© Фото : Live RigaЧлен правления бюро по развитию туризма Риги Максим Толстой
Член правления бюро по развитию туризма Риги Максим Толстой
Читать ria.ru в
Дзен
Максим Толстой, член правления бюро по развитию туризма Риги, рассказал руководителю редакции "РИА.Туризм" Юрию Щеголькову, почему туристам хорошо там, где хорошо жителям, и как туризм помогает развиваться столице Латвии.

Наш разговор с Максимом Толстым, членом правления бюро по развитию туризма Риги, начался в Великом Новгороде, где столица Латвии получила главный приз фестиваля туристических кинофильмов "Китоврас" за великолепную мини-ленту (иначе её и не назовешь). Мы говорили о многом: о политике и том, как она влияет на туризм, о туризме и его устойчивом развитии (то есть о том, как он влияет на политику), но времени в Новгороде было не очень много, а потому вторая часть нашего разговора состоялась неделей позже и уже в здании Рижской думы, так как Максим Толстой остается председателем фракции политической партии "Центр согласия" в городской думе. Ко всему прочему он является одним из авторов проекта Live Riga, изучать который сейчас вовсю приезжают из российских регионов. Ну вот и я тоже приехал поговорить и поизучать.

- И много нынче в Риге туристов?

- Не так много, как хотелось бы, всегда недостаточно, если понимаешь, что может быть больше. Тем не менее ежегодный рост очень радует. Пару недель назад мэр Риги Нил Ушаков опубликовал итоги деятельности бюро после старта проекта в 2009 году: в 2011 году Ригу посетили 1,233 миллиона иностранных гостей. Это абсолютный рекорд с момента восстановления независимости государства. Особенно возросло число туристов из России - почти на 160%, из Польши - на 74%, из Норвегии - на 50%, из Италии - на 33%. Для нашей экономики это очень существенно: во время путешествия в Ригу один турист тратит в среднем 531 евро. При этом отмечу, что один турист из России в среднем оставляет в два раза больше - 1,277 тысячи евро. Мы надеемся, что по итогам 2012 года к нам приедет 1,4 миллиона туристов.

Конечно, в Латвии бывало и лучше, но тогда это было другое государство. Сейчас мы считаем по-другому, и деньги сейчас другие. Так что приезжайте к нам еще, мы будем только рады! Потенциал Риги и Латвии огромен, наши возможности позволяют постепенно, год за годом увеличивать темпы роста. Хотя у нас нет задачи достичь той или иной цифры к определенной дате, главное - не стоять на месте.

- Начнем с простого: в каких странах идет реклама Риги? Где стоит рекламироваться: там, где вас и так знают, или открывать новые рынки?

- Мы начали с ближайших соседей - Эстония, Литва, Финляндия, Швеция, Германия, Россия и Польша. В этом году добавились Италия и Израиль. Мы продумываем программы, печатаем карты и буклеты, публикуемся на туристических порталах, работаем на выставках и в соцсетях. В общем все, что делает офис по туризму любого города. Жаль, что никто этим не занимался до 2009 года, но когда-то это должно было случиться - вот мы и начали.

- А много ли приходится тратить в рамках программы? И на что?

- В самом начале, когда наша коалиция пришла к власти в городской думе, мы выяснили, что за всю историю независимой Латвии никто не занимался системным маркетингом ее столицы. Мы разработали предложения и защитили их на заседании думы, нам выделили то, что осталось после того, как определились статьи по первоочередным тратам, - 2 миллиона латов (около 4 миллионов долларов США), что составляет примерно 0,5% от городского бюджета. Для сравнения, Таллин вкладывает в свое продвижение в три раза больше. Но даже наши 2 миллиона были существенным прорывом, потому как до этого правительство Латвии тратило на продвижение всей страны всего 250 тысяч латов в год. Естественно, по поводу этих 2 миллионов нашими оппонентами сразу было сказано - зачем?

Разумеется, имеет значение не только то, сколько выделено денег, а также и то, кто и как их будет тратить. Мы продумали детали программы брендирования города, назвали ее Live Riga, определили структуру - кто и как ее будет исполнять, позвали партнеров - авиакомпанию Air Baltic, Ассоциацию отельеров и Ассоциацию туроператоров и турагентств, обо всем договорились и приступили к работе. Уже в 2010-м - через год после старта программы - Рига, в отличие от всей Европы, неожиданно показала рост турпотока. Разумеется, критики нам немедленно указали причину: в России пожары, вот все русские и поехали в Прибалтику. Надо признать, что в чем-то нам помог и кризис, который заставил отельеров и рестораторов снижать цены, в результате чего Рига и сегодня держит первое место по соотношению цена/качество среди европейских столиц по ряду независимых исследований отельного рынка. Возвращаясь к нашей теме - рост продолжился и зимой, а когда мы отметили полутысячелетний юбилей первой в мире городской новогодней елки, вдруг стало модно ездить к нам на Новый год…

Летом 2011 года турпоток опять вырос, и наши критики объявили, что он вызван исключительно низкими ценами. В этом году почему-то все уже молчат, даже как-то непривычно. Но мы всегда за конструктивную критику. Кстати, вот вам понравилось в Риге?

- Все понравилось! Было, правда, несколько шумных иностранцев…

- Несколько… Бывало и хуже! Несколько лет назад образ Риги в Европе был весьма грустным, город воспринимали как место низких цен на алкоголь и какой-то сплошной квартал "красных фонарей". Ну как тут не выпить вволю и не побузотерить старому алкоголику - завсегдатаю питейных заведений по всей Европе?! И потянулись к нам сюда не ожидаемые интеллектуалы-культурологи и школьные экскурсии, а вполне себе на уме международная шпана, любимым занятием которой стало бегать голышом и испражняться на спор на улицах Старого города. Что им были штрафы в 300 евро, если выигравший получал несколько тысяч?! Ко всему прочему, там, где пьяные иностранцы, там вольготно чувствовали себя и наши карманники и другие мошенники всех мастей. Это сейчас вы без проблем приедете из аэропорта в отель, сходите в ресторан, где по вполне сносным ценам отведаете рижских деликатесов. А еще несколько лет назад все было совсем по-другому! Чего только нам не приходилось делать для того, чтобы извести эту заразу на корню! Изменили систему штрафов, ввели для хулиганов, помимо увеличенных денежных штрафов, "посадки" на пять дней, установили практически по всему Старому городу весьма качественную систему видеонаблюдения, которая в считанные месяцы позволила свести к нулю карманные кражи…

С некоторыми "рестораторами", любившими добавлять лишние два нуля к цене за шампанское, боролись с использованием СМИ. Когда мы узнавали об очередном случае обсчета, мэр Нил Ушаков лично и внезапно появлялся в этом ресторане вместе с прессой, открывал первое попавшееся меню для иностранцев и публично уличал хозяев заведения в том, что они продают рижское шампанское, слегка - на несколько тысяч процентов - завысив цены. Отдельная беда была с некоторыми таксистами, с теми, кто любил давать сдачу иностранцам литовскими литами, которые почти в пять раз дешевле относительно мировых валют и латышского лата.

- Дааа, вот оно как бывает… И как сейчас?

- Я не могу сказать, что мы извели эту заразу полностью, но статистика - вещь упрямая. Если в 2009 году мы чуть ли не ежедневно получали ноту от иностранного посольства об очередном "прискорбном случае" мошенничества по отношению к иностранцам, то за 2010-2011 годы такая нота к нам пришла всего один раз. Результат, как говорится, на лицо.

- А кто следит за порядком?

- Полиция самоуправления (в Латвии есть государственная полиция и полиция самоуправления). Вернее, наша туристическая полиция - это специальная группа полицейских, которая входит в отряд полиции самоуправления. Их всего 12 человек, все они говорят на иностранных языках, причем на разных, то есть есть весь спектр - английский, немецкий, испанский, французский, кажется, даже арабский. Работы у них сейчас стало меньше, тем не менее вот вам мой любимый случай, весьма показательный: заблудилась у нас одна бабушка-туристка, отстала от группы, чуть не плачет - опаздывает на круиз, так они доставили ее на круизный корабль за две минуты - при помощи автомобиля с мигалкой. По сути туристическая полиция - это первая помощь путешественникам, попавшим в затруднительную ситуацию.

- Вот мы и подошли к главному - какова основная идея или, как это принято говорить сейчас, фишка Live Riga?

- Все очень просто. Чего больше всего хотят туристы в чужом городе? Посмотреть на интересные достопримечательности? Окунуться в безбрежный океан шопинга? На самом деле - понимания. Потому что если тебя понимают, то тебе покажут и самую интересную достопримечательность, и магазин, в котором цены пониже, а выбор побольше, наконец, если вдруг что - крайне важно, чтобы и в полиции или в какой другой экстренной службе тебя поняли. Я, собственно, в этом вижу причину успеха нашей программы: мы всеми возможными способами коммуникации донесли до туристов очень простую мысль: "Латвия - это комфортная Европа, это та Европа, где тебя всегда поймут и практически всегда будут говорить с тобой на одном языке". А представьте, нам приходилось бороться с образом Латвии, который очень долго культивировался в российских СМИ, что Латвия - это враг, и здесь никто не говорит по-русски.

- Все здорово! Теперь давайте о проблемах. Что сейчас сдерживает рост потока?

- Прежде всего дороговизна транспорта и визовый режим. С визами мы ничего поделать не можем - Европа, Шенген и т.д. С авиасообщением все более-менее: Air Baltic, кроме того, к нам из России летают "Аэрофлот", "Трансаэро" и "ЮТэйр". Я бы отметил здесь, что Рига благодаря усилиям Air Baltic стала значимым пересадочным узлом. Многие приезжают к нам и тогда, когда хотят воспользоваться услугами лоукостеров, которых в России пока нет, а у нас есть. Кроме того, мы совместно с Air Baltic буквально сразу разработали несколько интересных программ для уикендов в рамках Live Riga. В итоге билеты на самолет очень часто стоят дешевле, чем билеты на поезд.

Отдельно нужно остановиться на железнодорожном транспорте. Пока, к сожалению, мы не в состоянии повлиять на руководство коммерческих компаний, контролирующих пассажиропоток из России в Ригу, с тем, чтобы они разрешали большее количество чартерных поездов. Конечно, собственникам этих компаний очень выгодно, чтобы билеты на поезд оставались высокими. Надеюсь, что в будущем мы эту проблему решим.

- Как вы решаете кадровую проблему? Не секрет, что учебных заведений, где готовили кадры для туриндустрии, в СССР практически не было.

- Должен сказать, что пока качество образования в области туризма не соответствует росту интереса к этой специальности. К сожалению, притом что в стране безработица, найти подходящего специалиста очень тяжело. Нашим молодым выпускникам не хватает практики. А то приходит человек с красным дипломом, который вроде бы знает о туризме больше, чем я сам, а делать, как говорится, руками он ничего не умеет. Вот и учимся с нуля, заново.

- От проблем - к технологиям. Вы рассказали потенциальным туристам, что в Латвии их поймут, а что вы сделали для того, чтобы они приехали?

- Здесь рецепты, которые давно и хорошо всем известны. События. Мы очень рады, что Рига в 2014 году станет культурной столицей Европы. А началось все с празднования 500-летия рождественской елки, которая, как мы считаем, впервые была зажжена на площади в Старом городе. Потом мы решили отпраздновать праздник Ligo, который в России называется Иван Купала, причем непосредственно в самом городе. Представляете, сколько было споров - можно или нет зажигать костры в городе?! Но это ведь очень народный праздник! В результате теперь мы его проводим каждый год. Однажды я сам был свидетелем того, как один молодой человек, инвалид с детства, навсегда прикованный к коляске, подъехал к председателю комитета культуры Рижской думы и отблагодарил ее за то, что он первый раз в своей жизни побывал на таком событии.

В этом году у нас состоялся международный симпозиум врачей, на который приехало порядка 800 человек - такого в Риге не было вообще никогда. Специально для событийных мероприятий мы разрабатываем новые площадки, например Межапарк. Раньше он был пристанищем наркоманов и разной шпаны, сейчас здесь проходят концерты звезд мирового уровня, в этом году, например, уже выступила LadyGaga - на ее концерте было 20 тысяч человек.

Конечно, нельзя перегибать палку - не всякое событие может понравиться, не во всяком мы участвуем, но жители по традиции звонят в думу даже в тех случаях, когда ответственность за то или иное мероприятие несли не мы. Ведь у Live Riga есть и еще один слоган: "Что хорошо для рижанина - хорошо для туриста", а не наоборот. Ведь все-таки главная наша забота - о горожанах.

- Как работает Live Riga сегодня?

- В этом году в качестве главной идеи программы мы решили выбрать кулинарные пристрастия туристов. Слоган программы - "Восхитительно вкусный вояж". Согласитесь, все люди любят поесть, но что вы знаете о латышской кухне?

- Ничего. Зато мы очень любим засиживаться в рижских кафе и ресторанах. Там всегда очень вкусно.

- Если вы ничего не знаете о кухне, значит: а) мы о ней можем рассказать; б) это прекрасный повод с ней познакомиться. Если вы о ней что-то слышали, значит, есть повод приехать, чтобы сравнить то, что вы знаете, с тем, что есть на самом деле. Потому-то гастрономический туризм может стать еще одной гранью привлекательности Риги. В проекте "Восхитительно вкусный вояж" участвуют 25 лучших рижских ресторанов, каждый из которых обязательно предлагает в своем меню блюда латышской кухни, оговоренные в программе. Для каждой темы отведен свой месяц - от молочных продуктов в марте к дарам осени в сентябре, рыбе в октябре, рижскому черному бальзаму в ноябре. Таким образом, гурманы всегда смогут попробовать в Риге что-то особенное. Собственно, опять же, мы сами не придумываем ничего нового, не зря же говорится, что путь к сердцу возвратного туриста лежит через его желудок. Вы ведь уже попробовали миногу?

- (попивая отличный кофе, тоже, видимо, рижского помола) Да! И минога была восхитительна. И как у вас здесь готовят рульку! И вот еще, конечно, тушеная капуста! Вот еще вопрос - каковы ваши творческие планы?

- Очень хотим сделать туристическую карточку - все опции пока не расскажу, так как проект в работе, но, помимо обычного дисконта при покупке билетов в музеи, на карте будут две бесплатные поездки на общественном транспорте - очень, знаете ли, полезная вещь для иностранца, который снимает в банкомате в аэропорту 100 латов одной бумажкой, а потом удивляется, почему ему водитель автобуса не дает сдачу.

Разумеется, будем усиливать работу по привлечению круизных компаний, в прошлом году к нам пришло 58 круизов, в этом - уже 92. Каждый круиз - это почти 2,5 тысячи экскурсантов, и почти все они что-то покупают в городе. Разумеется, будем развивать программы "Рига+", потому что побывать в Риге и не съездить в Юрмалу или Сигулду - это как-то неправильно.

Постепенно расширяем систему туристической навигации, чтобы любому туристу было понятно, где он находится и куда нужно идти, что посмотреть наиболее интересные достопримечательности. В общем - работы много, так что обязательно приезжайте в Ригу, нам есть чем вас удивить.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала