Работа генерального консула РФ в Анталье сродни пребыванию на фронте. Судите сами: в Анталье постоянно проживает около 20 тысяч россиян, плюс к ним ежегодно регион посещает почти 3 миллиона российских туристов. У всех свои проблемы, недоразумения, а то и капризы. И большинство соотечественников норовит решить их в любое время дня и ночи именно с помощью Генконсульства. Защитить всех граждан России, которым действительно требуется помощь, и при этом не сойти с ума - задача не из лёгких. Об образе российского туриста, системе "всё включено", оценке турецкой туриндустрии и многих других нюансах "изнутри" генконсул Александр Толстопятенко рассказал корреспонденту РИА.Туризм Алёне Палажченко.
- Александр Петрович, первый вопрос будет на злобу дня. Может ли, на Ваш взгляд, возникшая в турецко-сирийских отношениях напряженность сказаться на популярности Турции у россиян?
- В отношениях между странами всегда есть взлёты и падения. Не думаю, чтобы нынешние российско-турецкие разногласия в вопросе вокруг Сирии стали причиной резкого падения посещаемости турецких курортов российскими туристами. Турция известна относительно недорогим, доступным (безвизовой режим) и вполне качественным отдыхом, что еще долго будет влиять на выбор россиян в пользу этой страны. В конце концов, даже в разгар "арабской весны" россияне не отказывались от отдыха на египетских курортах.
- Изменился ли за последние годы образ российского туриста, посещающего курорты Страны отелей?
- К сожалению, некоторая часть россиян так и не отказалась от вредной привычки отдыхать на полную катушку с печальными, а иногда и трагическими последствиями. Отсюда и смертные случаи от "передозировки" спиртными напитками, утопления, инфаркты, инсульты, отравления и т.д. Тем не менее, появилась категория туристов, которые уже бывали за границей, знают, чего они хотят, тщательнее планируют отдых, стремятся максимально его разнообразить, и шведский стол для них уже не в диковинку.
- Можно ли проследить отличия в запросах (и, соответственно, жалобах) россиян на протяжении последних пяти лет? Стали ли наши соотечественники более требовательны? Или, скорее, мелочны и придирчивы? Как отвечает на эти запросы турецкая туриндустрия?
- Вне сомнения, запросы россиян, уже имеющих представление о европейском уровне туристического обслуживания, возросли. Наши туристы предъявляют всё более высокие, нежели лет пять назад, требования, в первую очередь в связи с возросшим имиджем Турции как страны с высокоразвитой туриндустрией. Турки на эти запросы отвечают разнообразием отелей практически на любой вкус и кошелёк - от пансионов до пятизвёздочных вилл. Между тем, покупая тур в трёхзвёздочный отель, турист должен осознавать и принимать соответствующий уровень обслуживания в таком отеле.
- Не оскорбляет ли персонал турецких отелей распространенное среди россиян восприятие республики фактически как отечественной здравницы? Не становится ли столь хозяйское отношение граждан РФ поводом для конфликтов?
- Думаю, этот вопрос следует адресовать самим отельерам. Как показывает опыт, поводом для конфликтов чаще всего становится неуважение к турецким законам, местным культурным обычаям и традициям.
- На Ваш взгляд, есть ли перспективы у выдвигаемой рядом турецких отельеров идеи отказаться от системы all inclusive и перейти к приему "качественных" туристов? Или экономическая ситуация и высокий уровень безработицы не оставят от нее камня на камне?
- Система "всё включено" - один из столпов сегодняшнего туристического сектора Турции. Система позволяет экономить на масштабе, и её отмена может привести к удорожанию путёвок и снижению доходов отельеров и туроператоров. Кстати, и те, и другие, по крайней мере в Анталье, откровенно заявляют, что в ближайшее время отказа от системы "всё включено" не будет.
- Как Вы считаете, насколько в настоящее время раскрыт туристический потенциал Турции? Есть ли у нее в запасниках что-нибудь незаурядное, что поможет предстать ей с новой стороны? На что лично вы посоветовали бы обратить внимание "рядовому" туристу?
- До недавнего времени агенты туристического сектора придерживались концепции "солнце-вода-песок", то есть с приоритетом на пляжный туризм. Соответственно, в зимние месяцы большинство отелей пустуют. Поэтому в последнее время местные власти активно развивают альтернативные направления туризма - культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, спортивный туризм, в том числе зимние виды спорта. Регион богат огромным количеством исторических памятников византийского и османского периодов, стремительные горные реки предлагают возможности для занятий рафтингом, открыты пешеходные тропы через живописные места. Возможностей для активного и интересного отдыха - море, и у Турции, на мой взгляд, в этом плане есть немалый потенциал.
- Долгое время обсуждалась идея создания в стране представительства Ростуризма. Не потеряла ли она свою актуальность после создания объединения туроператоров "Ростурпомощь", призванного помогать оказавшимся за границей в непростой ситуации туристам?
- Я уверен, что представительство Ростуризма в Анталье в силу своего статуса зарубежного представительства государственного органа власти будет обладать значительными полномочиями. Создание здесь такого учреждения облегчит, в том числе и нам, решение многих проблем, связанных с пребыванием российских туристов в регионе. Между тем, насколько мне известно, вопросы в отношении как "Ростурпомощи" с её компенсационным фондом, так и представительства Ростуризма в Анталье находятся в стадии доработки и утверждения.
- Как вы координируете свою работу с крупными российскими и турецкими туроператорами?
- Мы находимся в постоянном рабочем контакте с крупными турецкими туроператорами - "Пегас туристик", "Тез тур", "Одеон турс", "Анекс тур", которые доминируют на российском рынке. Многие вопросы решаются при их непосредственном участии, а также с помощью ассистантских страховых компаний. Примером такого взаимодействия может служить последний случай, когда в результате ДТП 5 октября пострадали российские граждане, - и Генконсульство, и ВАО "Интурист" совместно оперативно решали возникавшие проблемы.
- Сколько жалоб и обращений в день/неделю/месяц/сезон вы получаете и можно ли их как-то классифицировать?
- В "высокий сезон", то есть с мая по октябрь, в Генконсульство поступает в среднем до 100 телефонных, факсимильных и электронных обращений в день, в "низкий сезон" таких обращений меньше. До 80% жалоб, как правило, касается качества предоставляемых туристических услуг, что, по большому счёту, не относится к компетенции Генконсульства. Часть обращений связана с потерей документов, иногда случаются серьёзные ситуации, требующие немедленного реагирования Генконсульства. При этом следует иметь в виду, что ежедневно сотрудники Генконсульства проводят личный приём граждан - порядка 30 человек - по консульским вопросам (оформление гражданства, загранпаспортов, доверенностей, свидетельств на возвращение и пр.). У нас ненормированный рабочий день, обязательные дежурства дипломатов в выходные и праздничные дни. Стараемся делать все возможное в рамках имеющихся у нас полномочий для оказания максимальной помощи российским гражданам. В этих условиях руководство МИД РФ приняло решение об укреплении штатного состава Генконсульства, и в ближайшее время мы ожидаем пополнение из Москвы.
- Мы желаем Вам терпения на непростом и ответственном посту!
- Спасибо.