МОСКВА, 3 окт - РИА Новости. Лишение нетрезвых автовладельцев водительских прав на десять лет - спорная мера, которая приведет к вождению без прав и повышению коррупции, считают известные российские юристы, опрошенные в среду РАПСИ/rapsinews.ru.
В Госдуму внесен законопроект о лишении на срок до десяти лет водительских прав тех, кто был пойман за вождение в пьяном виде. По существующему законодательству прав можно лишиться только на два года.
По мнению адвокатов, в законе необходима градация по степени опьянения и тяжести наступивших последствий. Кроме того, данная мера станет репрессивной без введения минимального порога содержания алкоголя в крови.
Опрошенные юристы также отметили высокую коррупционную составляющую законопроекта, которая приведет к увеличению сумм взяток. Прозвучало даже предположение, что авторы законопроекта лоббируют интересы сотрудников ГИБДД.
О необходимости ужесточения наказания для водителей, которые в нетрезвом состоянии управляют машиной, вновь заговорили после крупного ДТП в Москве на Минской улице. Пьяный водитель 22 сентября не справился с управлением и протаранил автобусную остановку, в результате чего погибли семь человек, в том числе пятеро воспитанников детского дома-интерната.
Десять - много, пять - достаточно
Адвокат Максим Домбровицкий, который ранее представлял интересы потерпевших по делу экс-милиционера Романа Жирова, насмерть сбившего беременную женщину, оценил предложенную меру двояко.
"С одной стороны, это может остановить водителей, которые в нетрезвом виде садятся за руль и совершают преступления. Но, с другой стороны, существует целый пласт людей, которые ездят вообще без прав", - сказал он. В результате ужесточения строгости санкций такие люди могут начать ездить и без прав, и пьяными, так как поймут, что "терять им нечего".
По его мнению, добиться необходимого результата могут помочь другие санкции - конфискация автомобиля, штрафы, более серьезное уголовное наказание за гибель людей вследствие ДТП с пьяным водителем, его, можно увеличить до 10 или 15 лет.
Ольга Гонина, которая защищает Алену Ярош, пострадавшую в ДТП с участием машины полпреда президента РФ в Госдуме Гарри Минха, также не против увеличения срока, на который пьяных водителей могут лишить прав на управление автомобилем. "Сейчас лишают прав на полтора-два года, это очень мало и не дает желаемого результата, некоторые понимают только карательную практику", - отметила она.
В то же время Гонина считает необходимым введение градации наказания в зависимости от тяжести наступивших последствий. "Я бы смотрела по последствиям - если человек просто едет в нетрезвом состоянии, то один срок, если же совершено ДТП, то в зависимости от вреда", - сказала адвокат.
"Просто за езду в пьяном виде десять лет - это многовато, а вот пять - в самый раз", - считает она.
Минимальная доза
Также юристы высказались за установление зависимости тяжести наказания от степени опьянения. "Законопроект должен обязательно устанавливать минимальную дозу алкоголя в крови. А также дифференцированную планку наказания в зависимости от степени опьянения", - считает руководитель группы юристов компании "Автоадвокат" Ольга Ивицкая.
"По моему мнению, нужна градация наказания по степени опьянения. Например, значение 0,1 промилле близко к физиологическому, и лишать за это прав жестоко", - поддержал эту точку зрения юрист Коллегии правовой защиты автовладельцев Марат Бикбов.
Домбровицкий также считает, что предлагаемая мера является проблемной до тех пор, пока не установлен минимальный порог содержания алкоголя в крови. "Если человек выпил стопку, через 12 часов сел за руль, а его остановили и аппарат показал, что он пьяный, то я считаю это несправедливым", - сказал адвокат.
Взятки и ГИБДД
Домбровицкий отметил, что в современном мире лишение водительских прав на десять лет - это серьезное наказание - люди могут потерять работу, не смогут содержать семьи. "Соответственно, коррупционные ставки возрастут. Надо вводить санкции и работать во всех направлениях, в том числе в отношении ГИБДД, которая является коррумпированной структурой", - добавил адвокат.
"Сейчас, по неофициальным данным, взятка - около одной тысячи долларов. Соответственно, она вырастет примерно в пять раз. На столько же на сколько будут лишать прав за пьяное вождение", - сказала Ивицкая. По ее словам, трех-пяти лет вполне достаточно для достижения воспитательного эффекта, чтобы водитель мог осознать и исправиться.
Бикбов, в свою очередь, отметил, что тяжесть наказания должна соответствовать тяжести содеянного. По его мнению, десять лет - это за пределами разумного. Такой срок делает невозможным воспитательный эффект от наказания.
"Человека поймали пьяным, лишили прав на два года, за этот срок он понял и раскаялся в своем проступке. А если будет десять лет, то люди просто будут садиться за руль без прав. Считаю инициативу неразумной, законопроект предлагается эмоционально на примере одного случая", - добавил адвокат.
"У меня такое ощущение, что инициаторы законопроекта тайно лоббируют интересы сотрудников ГИБДД. Еще больше вырастет уровень коррупции, который уже подрос после принятия нормы о лишении прав на два года. Давайте сразу расстреливать пьяных прямо на месте, тогда не будет на дороге пьяных, если уж доводить ситуация до абсурда", - заявил Бикбов.
Ответственность и штрафы
Законопроект также предусматривает и другие санкции. Авторы предлагают лишать прав на срок до десять лет водителей, которые передали свой автомобиль лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, они хотят увеличить штраф за езду без прав с 2,5 тысячи рублей до 50 тысяч рублей.
"Неясно насчет штрафов тех, кто без прав. Будут ли штрафовать тех, кто просто забыл права дома, или же речь идет о тех, кто лишен прав. И в том и в другом случае нецелесообразно увеличивать размеры санкций", - прокомментировала эти инициативы Ивицкая.
Она напомнила, что действующий закон предусматривает административный арест до 15 суток водителей, лишенных прав или штраф пять тысяч рублей. А за забывчивость, по ее мнению, штраф 100 рублей - вполне адекватный.
"Прежде чем менять законы, нужно проанализировать статистику. Я думаю, у нас небольшой рецидив среди лишенных прав. Надо также понять, каков процент пьяных за рулем, количество ДТП в пьяном состоянии. По поводу ответственности за передачу автомобиля лицам в состоянии алкогольного опьянения также против. Почему вы должны нести ответственность за других лиц, как их можно проконтролировать, если вы не сидите рядом с водителем?", - считает адвокат.