День машиностроителя, отмечаемый в России ежегодно в последнее воскресенье сентября, установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года "О праздничных и памятных днях".
В 2012 году эта дата приходится на 30 сентября.
Машиностроительный комплекс - базовая отрасль экономики страны, тесно взаимосвязанная с ведущими отраслями экономики (топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь, агропромышленный комплекс, оборонно-промышленный комплекс, строительство), обеспечивающая их устойчивое функционирование и наполнение потребительского рынка, являющаяся основой развития технологического ядра промышленности.
От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость и т. д.), производительность труда в других отраслях хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства.
Социальная значимость машиностроения определяется тем, что комплекс объединяет около 7,5 тысяч крупных и средних предприятий и организаций, а также около 30 тысяч мелких, то есть около 40% от числа предприятий, состоящих на самостоятельном балансе в промышленности. Количество занятых работников в машиностроении - около четырех миллионов человек, что составляет более трети всех работающих в промышленности.
Машиностроение включает в себя более 20 подотраслей, в том числе энергетическое, металлургическое, горношахтное и горнорудное, железнодорожное, химическое и нефтяное, тракторное, сельскохозяйственное и автомобильное машиностроение, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение, станко-инструментальную промышленность, судостроение, авиационную промышленность, ракетостроение, промышленность вооружений и боеприпасов, радио- и электронная промышленность и др.
В объеме выпуска машиностроительной продукции 27,4% приходится на автомобилестроение; 12,3% - на электротехнику и приборостроение; 10,3% - на тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; 6% - на химическое и нефтехимическое машиностроение; 2,4% - на машиностроение для легкой и пищевой промышленности; 2,1% - на строительно-дорожное машиностроение; 1,9% - на станко-инструментальную промышленность; 1,8% - на тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; свыше 35% - на оборонные и другие подотрасли.
Развитие машиностроительного комплекса - среди основных приоритетов социально-экономической политики президента и правительства РФ.
Рост производства в машиностроительном комплексе в 2011 году по сравнению с 2010 годом составил 15,6% ‑ это лучший результат среди всех отраслей промышленности.
Объем производства легковых автомобилей в 2011 году достиг рекордного уровня - более 1,7 миллиона единиц. В результате автомобилестроение обеспечило около 40% прироста производства в целом по машиностроению.
Рост производства легковых автомобилей по итогам первого полугодия 2012 года составил 22%, рост их продаж на внутреннем рынке 14%, рост импорта 16%.
Самостоятельно или в партнерстве с российскими фирмами в России успешно работают такие иностранные компании как "Сименс", "Фольксваген", "Рено", "Фиат", "Пежо Ситроен", "Хендай", "Магна", "Тойота" и другие.
Активно создаются специальные площадки для размещения производств - особые экономические зоны, технопарки, региональные индустриальные парки, такие как в Калуге, в Липецке, Томске, Татарстане, в других регионах Российской Федерации.
Второй важной точкой роста в машиностроении стало крупное энергетическое оборудование - генераторы и турбины. В последние два года в России активно ведется строительство новых энергоблоков. В 2011 году их ввод был рекордным ‑ около 6 ГВт, в 2012 году он будет около 9 ГВт.
Третьим сегментом, который обеспечил лидерство машиностроения по темпам роста в 2011 году, стало производство железнодорожной техники. Активная динамика производства в этом секторе наблюдается, в основном, за счет рекордного выпуска грузовых вагонов, который превысил 60 тысяч единиц.
Суммарный рост производства в трех машиностроительных отраслях (производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, а также производство транспортных средств и оборудования) составил в первом полугодии 2012 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года более 13%.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников