С.-ПЕТЕРБУРГ, 4 сен - РИА Новости. Специалисты ЦНИИ Крылова разработали проект бурового судна для арктического шельфа и провели экспериментально-аналитические исследования его модели в ледовом и мореходном бассейнах, рассказал РИА Новости пресс-секретарь научного центра Александр Бутенин.
Проектирование и испытание такой техники в Крыловском научном центре производится по заказу Минпромторга России в рамках федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы".
"Это буровое судно водоизмещением более 75 тысяч тонн предназначено для поисково-разведочного бурения и оснащено техническими средствами обследования морского дна. Его длина - 255 метров, ширина - 38 метров, осадка - 10,5 метров", - рассказал Бутенин.
Максимальная глубина морского дна, на которой может производиться бурение - 500 метров, однако сама скважина может достигать семи километров, подчеркнул представитель ЦНИИ Крылова.
"В корпусе судна предусмотрен вырез диаметром 17 метров, в котором расположен поворотный механизм (турель). Турель удерживается якорями. Судно имеет возможность поворачиваться вокруг турели. Это позволяет ему удерживаться на месте и поворачиваться на более безопасные курсовые углы без остановки процесса буровых работ", - пояснил Бутенин.
Более того, новый "буровик" сможет ходить как кормой вперед, так и в любую сторону. По проекту, судно располагает шестью полноповоротными винторулевыми колонками (ППВРК), что позволит ему не только двигаться с заданной скоростью, но и удерживаться на выбранной точке. При этом обеспечивается резервирование, то есть, при выходе любой винторулевой колонки из строя заданные характеристики сохраняются.
Ледовый класс плавучей буровой установки - Arc-6. По задумке ученых, ледовые усиления позволят судну выполнять работы в морях северного и арктического шельфа при толщине разреженного льда от 1 до 1,5 метров.
"Судно, безусловно, превышает размеры атомных ледоколов серии "Арктика". Самостоятельное плавание во льдах допустимо при толщине льда до 1 метра. Для работы при температуре минус 40 градусов предусмотрен защитный металлический кожух и система обогрева, обеспечивающие безопасную и эффективную работу экипажа и оборудования над подвышечным пространством и буровой вышкой", - сказал Бутенин.
В аварийно-спасательном комплексе судна предусмотрены носовые и кормовые спуски, которые позволяют экипажу в случае аварии безопасно перейти в спасательных средствах на воду и лед. На судне предусмотрен прием и базирование вертолетов типа Ми-8, Ка-32 и вертолетов иностранного производства.
"Судно спроектировано таким образом, что способно выполнять работы по бурению при шторме до семи баллов, становиться на точку при шторме до восьми баллов и работать в режиме выживания при шторме до девяти баллов. Общая численность экипажа и персонала - 150 человек", - отметил Бутенин.
Результаты, полученные при проведении экспериментальных исследований, позволили обосновать технические решения по проекту бурового судна и возможность его безопасной эксплуатации в суровых климатических условиях Арктики, подчеркнул собеседник агентства.