МОСКВА, 31 авг - РИА Новости, Ольга Липич. Преподавание в школах основ религиозных культур и светской этики, как показал двухлетний эксперимент по апробации предметов в ряде регионов России, будет не разделять, а наоборот - сплачивать школу, семью и общество, заявил в интервью РИА Новости в преддверии нового учебного года заведующий сектором Основ православной культуры Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви Герман Демидов.
В рамках комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ) с 1 сентября в абсолютном большинстве российских школ в 4 классе один час в неделю по выбору семьи школьника ему будет преподаваться один из шести модулей: "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы мировых религиозных культур" или "Основы светской этики".
По словам Демидова, в рамках обязательной части программы, в составе курса ОРКСЭ "Основы православной культуры" преподавались два учебных года в рамках федерального эксперимента в 2009-2011 годах: первый учебный год в 19 регионах, второй - в 21 регионе. И итоги эксперимента признаны положительными всеми участниками проекта.
"Уровень поддержки составил 80-90% и более среди родителей, учителей, администраций. Никакая другая инновация в российской школе за последние годы не имела и не имеет такого уровня общественной поддержки", - отметил Демидов.
Отвечая на вопрос, не было ли случаев возникновения религиозной розни в школах из-за выбора учениками основ культур разных религий, эксперт заверил, что таких проявлений "не было зафиксировано". "Да и почему они должны были быть? Если мы с Вами исповедуем разные религии, мы что - должны сразу проявлять неприязнь друг к другу, обязательно враждовать? Почему надо считать педагогов и, тем более, детей в школе нетерпимыми в этой сфере?" - отметил Демидов.
По его словам, аргумент о религиозной розни был последним аргументом для многих противников возвращения православия в российскую школу, восстановления в ней традиционного духовно-нравственного воспитания.
"Слава Богу, никаких проявлений розни не было. Более того, преподавание религиозных культур по выбору способствовало расширению воспитательных возможностей школы, о чем мы говорили всегда. Это подтвердил в своем выступлении на Рождественских образовательных чтениях в 2012 году и заместитель министра образования Максим Викторович Дулинов, когда сказал, что мы не только не разделили школу, но заметно сплотили школу, семью и общество", - добавил представитель РПЦ.
Одним из важнейших результатов преподавания он считает то, что "дети и родители начали больше говорить друг с другом о морали, нравственности, духовности, о человеческой жизни и социальных отношениях".
Эти выводы сделаны на основе социологических опросов по результатам преподавания, которые проводились Общественной палатой РФ и Академией государственной службы при президенте РФ.
"Что касается стеснений при выборе предмета, то если родители стесняются своей веры, культуры своего народа, то они, скорее всего, ими и не живут. Быть похожим на большинство далеко не всегда является благом. Если нет возможности выбора - это одно, ее нужно искать и добиваться. А если ты стесняешься своей веры и культуры, значит, они не востребованы и не нужны. Об этом можно только пожалеть и пожелать всем нам более серьезно и ответственно относиться к воспитанию наших детей", - заключил Демидов.
Полный текст беседы с Германом Демидовым читайте в рубрике Интервью