Российскому галеристу Владимиру Овчаренко удается успешно сочетать просветительскую деятельность в сфере искусства и ведение арт-бизнеса. Он эффективно управляет двумя арт-галереями "Риджина" в Москве и Лондоне и представляет российских художников на всех важнейших смотрах современного искусства. А на авторитетных ярмарках Frieze и Art Basel "Риджина" в последние годы - единственная российская арт-галерея. Владимир Овчаренко рассказал РИА Новости о новом выставочном пространстве в помещении шоколадного цеха на "Красном Октябре", а также высказал свое мнение, почему в нашей стране не слишком жалуют современное искусство. Беседовала Мария Ганияц.
- Зачем вам новое выставочное пространство на Красном Октябре? Двух существующих галерей мало?
- Галерея Red October - это новый некоммерческий проект Владимира Овчаренко и группы "Гута". Общего с "Риджиной" у данного проекта немного. У Red October не стоит коммерческая задача продавать или представлять интересы художников, как это происходит в классических арт-галереях. В Red October мы ставим задачи способствовать продвижению современного искусства, экспонированию лучших из лучших. Мы будем выставлять разных художников, необязательно тех, которыми занимается "Риджина". Планируем сотрудничать и с зарубежными художниками и кураторами.
4 сентября галерея откроется выставкой известного художника Владимира Архипова "Самодельная Россия". Нам показалось, что Архипова в России знают гораздо меньше, чем он того заслуживает. Он несравненно больше известен за границей. Только что в Лондоне в модном издательстве Fuel вышли две его монографии. Paul Smith открыл свой показ одежды в Милане выставкой работ Архипова. Пора представить его творчество и московскому зрителю.
- Как вы делите риски с "Гутой"? Вы свои финансовые средства вкладываете?
- Я участвую в проекте своим временем, связями и знаниями, а "Гута" предоставляет помещение и частично финансирует. Под отдельные проекты мы планируем привлекать спонсоров.
- Что бы вы хотели привести в столицу из-за границы?
- Конечно, хотелось бы привозить выставки уровня "Документы" (крупнейший форум мирового искусства, проходит раз в шесть лет в немецком Касселе). Но пока такие выставки обходят Москву стороной из-за недостатка в финансировании. Бюджет "Документы-2012" – 18 миллионов евро. Посмотреть ее съезжаются эксперты и туристы со всего мира. И зарабатывают на проведении таких выставок, в первую очередь, город и его жители.
У нас в Москве иная ситуация. У капитанов отечественного бизнеса нет понимания того, что необходимо поддерживать культуру и искусство в своей стране. Все взгляды и капиталы обращены на Запад. И, безусловно, наша власть должна с этим что-то делать. Отечественные бизнесмены увлеклись гонкой за цифрами. Лозунг "Догоним и перегоним Билла Гейтса" до сих пор многим не дает возможности жить полноценной жизнью в России. А ведь жизнь с десятью миллионами или десятью миллиардами долларов в кармане не сильно отличается. Наверное, чтобы понять это, должно вырасти не одно поколение. Тот же Билл Гейтс или Уорен Баффет жертвуют миллиарды на благотворительность, для наших же бизнесменов они - "лохи заморские", ведь как можно отдать с таким трудом нажитое. Кстати, у нас в России были крепкие традиции меценатства и коллекционирования искусства, именно поэтому среди купцов мы помним Третьякова, Морозова и Щукина. А других, которые, может, и были богаче, уже и не вспомним. И именно поэтому мы имеем возможность видеть в наших музеях лучшие работы Пикассо, Матисса, Моне и русской реалистической школы
- А где лучше идут продажи, в Москве или Лондоне? Кто ваши покупатели?
- Мы не делаем различия. Ведь покупают и на ярмарках, и после ярмарок, какая галерея доступнее, туда и обращаются. В нашей структуре примерно 70% - это русские клиенты, а 30% - иностранные коллекционеры и музеи.
Мы, когда открывали галерею в Лондоне, думали не только о привлечении клиентов, но и о том, что художникам надо развиваться. Теперь мы художника выставляем в двух галереях - он получает две выставки в год вместо одной, его видят кураторы, известные люди искусства. Естественно, что в Лондоне они к нам заходят чаще, чем в Москве.
А о художниках надо заботиться: если ты его взял к себе, то продолжаешь с ним работать как с игроком в собственной футбольной команде.
В этом году несколько галерей в Москве закрылось. Очень плохо. Станет меньше выставок. Да и на Западе это скажется на репутации отечественного искусства. Меня иностранные коллеги спрашивают: "А у вас в Москве что - искусства не осталось?" Стало меньше русских галерей и на крупных международных ярмарках. На Frieze и Art Basel "Риджина" вообще осталась одна.
- Но вы-то не собираетесь уходить ни с "Винзавода", ни из бизнеса?
- Не вижу причин. Кроме "Винзавода", нет единой площадки, где зрителю удобно смотреть искусство, переходя из галереи в галерею. Причем важно, что у всех владельцев галерей разная программа, это разнообразие и привлекает посетителей.
В России на территории искусства много инфраструктурных пробелов. Например, в Москве нет музея, сравнимого с "Тейт" в Лондоне или "МOМA" в Нью-Йорке, нет базовых учебных заведений, которые бы готовили современных художников, преподавали историю искусства XX-XXI веков. Все наши классические школы готовят добротных ремесленников, которые потом в большинстве идут расписывать купола церквей. Но большинство икон - анонимное искусство, а нам нужно искусство, у которого есть автор и идея. Помимо недостатка образования не хватает галерей, мало художников, нет нормального аукционного дома, хорошей ярмарки.
Но в Москве все равно кайфово. Я уверен, что в России очень перспективная площадка для новых инициатив в сфере искусства. Огромные пространства, не надо инвестировать громадные деньги, есть хорошие художники. Я уверен в успехе современного искусства в России. Ведь у нас вирус понимания культуры привит с детства, на смену идет новое поколение – образованных и открытых русских.
- А что предпочитают русские коллекционеры современного искусства?
- Любой русский, не важно, где он живет: в Лондоне или в Париже, - все равно начинает собирать современное искусство с художников из России, также как американец сначала купит американское, немец - немецкое, китаец - китайское. И только потом все остальное. Кроме того, русский всегда будет стараться купить то, что понял, прочитал, постиг, а западный оставит для себя загадку в произведении искусства, которое хоть немного, но не понимает, чтобы исследовать, разобраться и дорасти. Поэтому, например, китайский художник и Ай Вэйвэй, являющийся одним из самых влиятельных персонажей на мировом арт-рынке, в России не будет пользоваться коммерческим успехом. Да у нас и не поймут, как его вообще можно продавать.
Сейчас в Москве проблема не с продажей российских авторов, стало сложно заниматься дорогими западными звездами: люди не готовы их покупать. Например, Ларри Гагосян, который устраивал здесь несколько выставок, уже открыл несколько галерей по всему миру, но не торопиться это сделать в Москве.
Своего зрителя и покупателя надо воспитывать. Современное искусство – диалог, оно должно зацепить идеями, связью с событиями. Неважно, будет ли позитивная или негативная реакция, главное, чтобы она была.
А у нас зачастую выставки делают для своих - арт-критиков, кураторов, а обычный зритель чувствует себя лохом, которого посылают куда подальше.
В Москве живет 15 миллионов человек и не вступать с ними в диалог - глупо. У нас мало зрителей в музеях, в галереях, и как следствие узкий арт-рынок. Где-то мы, деятели искусства, недорабатываем, иногда увлекаемся "междусобойчиком". У нас редко встретишь тексты про искусство в СМИ, рассчитанные на привлечение зрителей. У нас читатель-непрофессионал либо ничего не поймет из статей критиков, либо поймет, что все плохо.
- Что надо делать?
- Хороший пример правильного подхода к организации выставки - пример Жана Юбера Мартена, который сделал основной проект Московской биеннале современного искусства "Против исключения" в "Гараже" в 2009 году, показав мировой срез современного искусства и вписав туда российских авторов. Он что не мог сделать круче, чтобы все голову ломали? Мог конечно! Но он понимал, что тратит государственные деньги, и должен делать выставку для людей, для публики.
Уверен, что и акция Pussy Riot подстегнет интерес к современному искусству в нашей стране.
- А это искусство?
- С моей точки зрения, акцию Pussy Riot можно и нужно рассматривать через призму современного искусства. Они - продолжение искусства отечественного перформанса 90-х годов: акционизма Кулика, Осмоловского, Бренера, Тер-Оганьяна, — тех, чьи акции и работы вошли в историю мирового искусства.