Рейтинг@Mail.ru
Триумфальный ответ Москвы Парижу - РИА Новости, 09.08.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Триумфальный ответ Москвы Парижу

Читать ria.ru в
Дзен
В честь победы русского оружия в войне 1812-1814 годов император Александр I приказал установить триумфальную арку в Москве в районе Тверской заставы (ныне площадь Белорусского вокзала). Деревянную конструкцию возвели к середине 1814 года, так что солдаты и офицеры, победившие наполеоновскую армию, вступали в Первопрестольную, проходя через эту импровизированную арку

Ирина Нехорошкина, РИА.Туризм

В честь победы русского оружия в войне 1812-1814 годов император Александр I приказал установить триумфальную арку в Москве в районе Тверской заставы (ныне площадь Белорусского вокзала). Деревянную конструкцию возвели к середине 1814 года, так что солдаты и офицеры, победившие наполеоновскую армию, вступали в Первопрестольную, проходя через эту импровизированную арку.

Сооружение через 12 лет совсем обветшало, и следующий российский император Николай I был вынужден озадачиться строительством новой, более монументальной арки.

Составить проект нового объекта было поручено выдающемуся архитектору, много работавшему в Москве, Осипу Ивановичу Бове. Интересно, что Бове, этнический итальянец, сам участвовал в Отечественной войне, а после ее окончания занимался восстановлением разоренной Москвы. По его проектам и под его руководством был воссоздан ансамбль Красной площади, построено здание Манежа, создана Театральная площадь и многое другое.

Торжественная закладка памятника состоялась 17 августа 1829 года. Тогда была установлена бронзовая доска с надписью: "Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков".

Однако по разным причинам строительство растянулось на 20 лет. Помимо хронической нехватки средств, выявились и некоторые дополнительные землеустроительные проблемы: под слабым песчаным грунтом на сравнительно небольшой глубине били водные ключи. Пришлось укреплять строительную площадку деревянными сваями, что не было предусмотрено ни сметой, ни строительным графиком.

Тело арки было выполнено из кирпича, который снаружи облицевали белым камнем.

Основными помощниками Осипа Бове в осуществлении его триумфального замысла были скульпторы Иван Витали и Иван Тимофеев. Ваятели работали так слаженно, что теперь трудно определить авторство каждого конкретного барельефа или скульптуры. Бове и сам был прекрасным рисовальщиком, так что наиболее важные элементы скульптурного убранства делались по его эскизам, в том числе и шестерка коней, запряженных в колесницу, которой управляет богиня славы Виктория.

Арка выполнена в классическом стиле. Каждый пилон-опора конструкции окружен шестью темными колоннами со стилизованными коринфскими капителями. Между ними Бове поместил фигуры древних воинов в островерхих шлемах. Фриз и карниз над пилонами венчают аллегории "Твердость" и "Храбрость", а над фигурами воинов помещены рельефы "Изгнание французов" и "Освобождение Москвы".

На фронтоне можно прочесть надпись, отчасти повторяющая текст закладной доски, которую утвердил сам Николай I: "Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826". Примечательно, что со стороны Кремля надпись выполнена на русском языке, а с противоположной – на латыни.

Декоративное литье, изготовленное в Тульской губернии, было настолько тяжелым - от 7 до 14 тонн, - что пришлось ждать установления санного пути, дабы доставить отливки в Москву.

Осип Иванович скончался, не дожив всего несколько месяцев до открытия Триумфальной арки, поэтому заканчивал отделочные работы его младший брат, тоже архитектор Михаил Бове.

Торжественное открытие памятника во славу русского оружия состоялось 20 сентября 1834 года.

Очередное восстание из пепла

После революции 1917 года столичный статус вновь вернули Москве, что, помимо прочего, означало и увеличение транспортной нагрузки на улицы города. К 30-ым годам Триумфальная арка, оказавшаяся на стыке важнейших путевых магистралей Ленинградского проспекта и Тверской улицы, стала сильно мешать автомобильным потокам.

Согласно новому градостроительному плану Москвы, составленному архитектором Алексеем Васильевичем Щусевым, памятник победе над Наполеоном должен был быть демонтирован. Поэтому в 1936 году трест "Мосразборстрой" начал снос Триумфальной арки на площади Белорусского вокзала.

Несмотря на то что работы по демонтажу объекта велись под наблюдением работников Музея Академии архитектуры, памятнику Бове грозило бесславное забвение, если бы не энтузиазм студентов архитектурного института, которые днем и ночью следили за ходом демонтажа: зарисовывали и маркировали каждую деталь, отмечали каждый камень. Так удалось составить обмерочные чертежи всех фасадов, разрезы и планы шести ярусов арки.

Около 30 лет разрозненные детали пролежали на территории Даниловского монастыря, который в те годы был филиалом Музея архитектуры имени Алексея Щусева. В 1966 году было принято решение о восстановлении Триумфальной арки на новом, менее проблемном, но более знаковом месте. После некоторых споров было решено восстановить арку в конце Кутузовского проспекта, рядом с Поклонной горой, в том виде, в каком ее выполнил Осип Бове, за исключением кордегардий, то есть помещений для охраны, которые раньше вместе с аркой составляли композицию площади Тверской заставы.

Теперь Триумфальная арка стоит на площади Победы, рядом с парком, который разбит на месте Поклонной горы, недалеко от музея-панорамы "Бородинская битва" и "Кутузовской избой", образуя вместе с этими знаковыми местами единый исторический комплекс мест, связанных с событиями Отечественной войны.

Арка по прежнему ориентирована так, что доска с благословением на латинском языке обращена к выезду из столицы, это значит, что она до сих пор остается въездными воротами в город.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала