ИЖЕВСК, 3 авг - РИА Новости. В пятницу, 3 августа, начальник железнодорожной станции Юски (Удмуртия) Майя Кормишина и дежурная по станции Зинаида Корепанова награждены орденом "За заслуги перед Отечеством" второй степени. Прошлым летом во время ЧП на складах 102-го центрального военного округа они помогли вывезти из поселка Пугачево вагоны с порохом и снарядами, предотвратив возможные человеческие жертвы и катастрофические разрушения. О событиях той ночи женщины рассказали корреспонденту РИА Новости.
Официальные цифры
Пожар, вспыхнувший 2 июня 2011 года на складах 102-го арсенала Центрального военного округа в селе Пугачево, вызвал детонацию боеприпасов. При тушении огня погиб военнослужащий, 100 человек обратились за медицинской помощью, из опасной зоны были эвакуированы более 28 тысяч человек.
После того, как пожар потушили, оказалось, что ударом взрывной волны были разрушены и повреждены более 3,5 тысячи жилых домов в нескольких населенных пунктах Малопургинского района Удмуртии. Специалисты комиссии министерства строительства, архитектуры и жилищной политики республики подсчитали, что на ремонтно-восстановительные работы потребуется 2 миллиарда рублей. В апреле 2012 года сумма выплат из федерального бюджета увеличились почти до 4 миллиардов рублей.
Готовность №1
Почти каждый житель поселка Пугачево так или иначе связан с воинской частью, где хранились боеприпасы. Многие пугачевцы работали на складе, у кого-то в военном городке живут родственники и друзья, так что жители поселка представляли, что может произойти в случае ЧП на арсенале.
Пожалуй, лучше других из гражданских лиц это понимала начальник железнодорожной станции Юски Майя Кормишина. Она оформляла документы на опасные грузы, вагоны с которыми военные принимали и отравляли из части, обучала специалистов-железнодорожников, работавших по найму на территории арсенала, бывала на самих складах и открытых площадках, где хранили снаряды.
Накануне взрыва Кормишина оформила документы на отправку очередных вагонов, в которых были порох и реактивные снаряды. Второго июня состав вывезли за территорию части, и он стоял на так называемых "выставочных" путях, фактически посреди поселка, отгороженный от жилых домов небольшим участком леса. Утром 3 июня железнодорожные вагоны должны были покинуть поселок и поехать в пункт назначения.
Каждые два года специалисты министерства по чрезвычайным ситуациям проводили учебу, все наши действия были отработаны до автоматизма. За 11 лет работы начальником станции как минимум четыре учебы я прошла. Во время учебы все, как в реальных событиях: пригоняли пожарные поезда, заводили туда, приезжали люди с рациями, были вертолеты, МЧСники были, но мы никак не ожидали, когда все случилось, что это все не получится так, как учились, худший вариант получился... - рассказывает Кормишина.
Светопреставление
За две недели до взрыва Майя Кормишина вместе с дежурной по станции Зинаидой Корепановой работали как проклятые. Вторая дежурная по станции заболела, и двум женщинам приходилось трудиться практически круглосуточно, без выходных дней. На маленькой станции ее начальник и дежурный отвечают практически за все: они пропускают поезда, занимаются оформлением и отправкой грузов, следят за работой технических служб. Порой приходится подменять даже кассира и уборщицу. Поэтому к вечеру 2 июня начальник станции Юски Майя Кормишина, придя домой, мечтала только об одном - поскорее лечь спать. До ЧП оставалось несколько часов.
Я спала, мне позвонила Зина Корепанова и сказала: "Майя, что-то происходит, и что-то ужасное, я не знаю, что". В окно я увидела просто зарево, услышала хлопки, позвонила дежурному по части, спросила, что происходит. Дежурный ответил - пожар, пытаемся потушить, сказал, что горит на 15-м пути. А там... была я там, на земле боеприпасы лежали, поэтому сказала сразу: "Уходите, ведь взорвется сейчас все!", но военные остались тушить, - вспоминает она.
Все, что произошло после, память Майи запечатлела словно кинохронику: звонки по экстренным службам железной дороги, вызов пожарных поездов, краткий доклад руководству, потом эвакуация семьи.
"Сирена в части сработала на секунды, ее ударной волной тут же снесло, люди не понимали вообще, что происходит. Брат приехал, он не знал, что здесь арсенал, сказал, что скоро все потушат и чтобы я ложилась спать, что все будет нормально. Пришлось быстро все объяснять и даже кричать матом. Мама была парализована на тот момент, я их посадила в машину, отправила, и первым взрывом машину подкинуло, я смотрю, поехали дальше, обошлось, перекрестила, да ушла. Тогда легче стало, понимаешь, что уже не за кого отвечать, что они уже спасены", - рассказывает Кормишина.
На станции Майю ждала дежурная Зинаида Корепанова, которая пришла на свое рабочее место вместе с детьми. Они не хотели оставлять маму одну в опасной ситуации, и той пришлось вставать на колени, умоляя детей уехать подальше от Пугачево.
"Ну а потом начали работать. Зина командовала за пультом, а я поехала вот на эти пути подавать пожарный поезд, воду. Ребята звонили из части: "Где пожарный? Вода нужна!". В очередной раз, когда я с ними разговаривала, услышала взрыв, и связь оборвалась. Я думала, что все погибли", - вспоминает женщина.
Подвиг
Когда начались взрывы, начальник станции Кормишина просила сотрудников пожарного поезда перекинуть шланги с водой на территорию части, но те отказались, сказав, что детонировавшие снаряды уже не потушить и надо убегать подальше от склада. Не смог справиться с огнем и пожарный поезд на территории арсенала - шланги оказались слишком коротки, и вода не доставала до очага. Тогда машинист Александр Неметовских и составитель вагонов Александр Пономарев приняли решение вывезти из части хотя бы несколько вагонов с боеприпасами. Рискуя жизнью, под грохот снарядов им удалось вытащить состав из пламени.
В это время работницы железнодорожной станции командовали пожарному поезду освободить путь и готовили к эвакуации из поселка те самые вагоны с опасным грузом, которые накануне оформили для отправки.
"Когда "осаживались" (элемент маневрирования состава, когда машинист следует сигналам стоящего на переднем вагоне человека), взрыв был, я очухалась и поняла, что нахожусь в канаве. Меня, видимо, сорвало с вагона, оглохла на какое-то время, уши сильно болели. Позвонила Неметовских Саше, он сказал, сейчас они пытаются вагоны забрать. Спросила: "Будем выводить?". Он ответил: "Конечно, другого выхода нет", - описывает события той ночи Кормишина, добавляя, что в тот момент, вспоминая учебные фильмы о взрывах на станциях, понимала - случись подобное здесь в Пугачево, последствия будут ужасные.
Техника тогда показала настоящие чудеса. На территории части работал маломощный маневровый тепловоз типа ТГМ, предназначенный для перевозки нескольких вагонов, но никак не целого состава. Объясняя, что произошло, Майя Кормишина рисует на листе бумаги схему вывоза вагонов и сразу же подсчитывает, что вес 32 вагонов был около 1 тысячи тонн, а эта модель тепловоза рассчитана перевозить грузы весом максимум в 200 тонн.
"Это чудо, что этот локомотив смог их вывезти. Там еще гора, крутой подъем, этот локомотив очень маломощный, он не мог вытащить это все, не знаю, как он вытащил. Наверное, это профессионализм машиниста Неметовских Саши, успел вовремя сменить режимы управления и вывел", - поясняет Майя Кормишина.
Вагоны вывезли в безопасное место за 15 километров от воинской части, и лишь там тепловоз сломался и встал намертво. Кормишина вспоминает, как по пути следования состава нашелся конвойный отряд из солдат части, которые взяли под охрану опасный груз; как на станции, куда привезли грузы, бабушки увидели ящики и приняли их за гробы. Пожилые люди сначала читали молитвы, а потом и вовсе убежали подальше от страшного зрелища. Перед тем, как ответить на вопрос, было ли тогда страшно, Майя Кормишина ненадолго задумывается.
"Каждый взрыв, как кролик перед удавом, парализованный стоишь, потом понимаешь, что сейчас будет ударная волна. Саша меня научил - кричи, чтобы перепонки не порвало. Кричишь, падаешь, он сверху, песни поет, страшно. Секунды считали, а взрывы - они над головой, там даже непонятно было, где взрывается, все взрывалось. Потом привыкаешь", - говорит Кормишина.
Ударная волна
Дом Майи Кормишиной стоит неподалеку от станции. От взрыва строение сильно пострадало. Строительство собственного жилья Кормишины начали незадолго до ЧП на арсенале, дом имеет статус незаконченного строения, никаких документов до взрыва на него не оформляли. Сотрудники комиссии, которая оценивает ущерб от удара взрывной волны и занимается выплатами компенсаций жителям Малопургинского района Удмуртии, по словам Майи Кормишиной, пришли к ней в дом лишь в мае 2012 года - почти через год после ЧП.
Сметы на компенсацию были готовы в июле - 26 тысяч на жилой дом, и 38 - на старый барак, в котором сейчас живет семья бывшей начальницы станции Юски, вместе со своими коллегами спасшей поселок. Впрочем, сама Майя не любит об этом говорить, отмечая: "Мои обиды никому не нужны".
"Я шла за ребятами, это мальчишки, которые пришли при мне, я их выучила, они со мной работали шесть лет. Как вот их бросишь там? Сашки (Александр Неметовских и Александр Пономарев) мне теперь как братья, если бы не они, мы бы не вылезли оттуда", - говорит Майя Кормишина.
Сейчас она работает ревизором в отделе безопасности и охраны труда Ижевского центра организации работы железнодорожных станций. Ее общий стаж работы на Горьковской железной дороге составляет 22 года.
Дежурная по железнодорожной станции Юски Зинаида Корепанова 1 февраля 2012 года ушла на пенсию.
Машинист Александр Неметовских и составитель вагонов Александр Пономарев работают в ОАО "Российские железные дороги". Когда руководство Горьковской железной дороги подавало списки на награждение, мужчины еще не работали в РЖД, а в воинской части они были оформлены как наемные гражданские служащие и к награде по линии министерства обороны представлены не были.