Рейтинг@Mail.ru
Наднациональная диктатура МОК, или Куда уехал спорт - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Наднациональная диктатура МОК, или Куда уехал спорт

Читать ria.ru в
ДзенMaxTelegram
МОК предупреждает, МОК запрещает, МОК не рекомендует, МОК настоятельно советует… Наднациональный самовоспроизводящийся монстр, неподконтрольный никому, застывший в своей самодостаточности. Или изменения все же возможны?

Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.

МОК предупреждает, МОК запрещает, МОК не рекомендует, МОК настоятельно советует… Международный олимпийский комитет в последние дни в Лондоне засветился едва ли не во всех сферах: политике, истории, соцсетях, медицине. Наднациональный самовоспроизводящийся монстр, неподконтрольный никому, застывший в своей самодостаточности. Или изменения все же возможны? Давайте попробуем разобраться.

Сирийский кризис на татами

"Я уверен, эта Олимпиада – чистое золото для Британии… Мы должны воспользоваться случаем продвинуть британский бизнес и всю Британию на волне олимпийского успеха", – говорит премьер-министр страны-организатора Дэвид Кэмерон.

"В Сочи пройдут обкатку современные прорывные технологии в разных областях", – обещает президент Олимпийского комитета России, первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков.

Владимир Путин в этот четверг собирается слетать в Лондон на несколько часов поболеть за наших дзюдоистов. Как сообщает британская газета Guardian, его с нетерпением ждут на лондонской Олимпиаде… чтобы обсудить сирийский кризис.

А посол по особым поручениям МИД РФ Валерий Кузьмин, курирующий зимнюю Олимпиаду-2014 в Сочи, тем временем обещает провести профилактическую работу по предотвращению политического бойкота сочинских Игр-2014.

Словом, очень много политики. Обсуждается все, кроме Fair Play, или "честной игры", основанной на внутреннем убеждении участников Игр в благородстве и неангажированности их состязаний, – главного олимпийского принципа, выдвинутого в 1894 году на первом заседании Международного олимпийского комитета в Париже.

Сегодня мало кто воспринимает Олимпийские игры в духе их отца-основателя Пьера де Кубертена – как всемирный праздник спортсменов-любителей, на котором нет места финансовой выгоде и политике. И это понятно – слишком изменился мир с тех далеких викторианских времен.

Не совсем очевидно другое: во что превратился руководящий орган олимпийского движения за прошедшие сто с лишним лет и отвечает ли МОК реалиям современных Олимпиад. Во всяком случае, некоторые общественно резонансные действия МОК на последних Олимпиадах, и особенно на нынешней лондонской, заставляют задуматься о применимости принципа fair play к олимпийским начальникам.

Олимпийская иглотерапия

В конфликте между Международной федерацией дзюдо и дзюдоисткой из Саудовской Аравии Вождан Шахеркани, которая отказывается выходить на олимпийский татами без хиджаба или платка на голове, МОК однозначно на стороне федерации. Хотя это прямо противоречит "Олимпийской хартии", то есть самого главного документа МОК. Там сказано, что "по отношению к странам и отдельным лицам не допускается никакой дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам".

Забытая история художественных состязаний на Олимпийских играх. Читать на сайте InoСМИ >>

Недоумение вызывает и запрет МОК спортсменам в Лондоне пользоваться шприцами по любому поводу, а если укол все же необходим по медицинским показаниям, придется заполнить специальную декларацию. Незадекларированный укол чреват санкциями не только против уколовшегося, но и против всей спортивной делегации страны. Все шприцы и лекарства надо сдать в охраняемое место, доступ к которому должен иметь только медперсонал.

Болельщикам МОК предложил не писать сообщения в Twitter с помощью мобильных телефонов, потому что это создает серьезную нагрузку на коммуникационные сети Лондона и мешает телевизионной трансляции.

МОК получил официальную благодарность от главы национального олимпийского комитета Палестинской автономии Джибриля Раджуба за то, что отказался включить в церемонию открытия Игр минуту молчания в память об одиннадцати израилитянах, которые были убиты на мюнхенской олимпиаде ровно 40 лет назад. На минуте молчания настаивали олимпийские комитеты Германии и Израиля.

МОК устами своего президента Жака Рогге одобрил отказ в британской визе главе Национального олимпийского комитета Белоруссии Александру Лукашенко. "Лукашенко не пустили на территорию Великобритании, так как он попал в черный список Еврокомиссии в Брюсселе, и мы уважаем это решение", – сказал Рогге.

Менее заметные, но гораздо более серьезные претензии МОК касаются неоправданно высоких требований чиновников комитета к олимпийским спортивным сооружениям, на которых, по идее, выступают спортсмены-любители. В итоге, стадионы получаются очень дорогими для страны-хозяйки Игр, но одноразовыми – после олимпиады им трудно найти применение без дорогостоящего перепрофилирования.

По мнению американской The New York Times, многие олимпийские объекты прошлой пекинской олимпиады представляют собой перечень объектов для фотожанра, известного как "порнография руин" (ruin porn) и включающего снимки заброшенных заводов, остановившихся электростанций и т.п. В Греции, где проходили летние Олимпийские игры 2004 года, 21 из 22 стадионов к 2009 году пустовали, и многие экономисты теперь частично списывают вину за нынешний греческий финансовый кризис на олимпийские расходы.

От барона до графа

"Изменилось олимпийское движение, и МОК тоже изменился. Первоначально это был закрытый клуб джентльменов, – говорит первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – В него входила европейская элита, все друг друга знали, например, от России в этом клубе заседал личный знакомый Пьера де Кубертена генерал-лейтенант Бутовский. И все они руководствовались при администрировании первых олимпийских игр свойственными их кругу понятиями о том, что можно, а чего нельзя делать. Сейчас МОК – по-прежнему закрытый клуб, его члены сами избирают себе новых коллег, но теперь это клуб спортивных функционеров с их мировосприятием".

При этом из 6 из 9 президентов МОК на протяжении его истории имели дворянские титулы: двое из них – барон де Кубертен и граф Анри де Байе-Латур – по рождению, а остальные были возведены в титулованное дворянство за личные заслуги. Особенно громкие скандалы сотрясали МОК при испанском маркизе Самаранче.

По словам Алексея Макаркина, достаточно вспомнить скандал 1998 года, когда бывший вице-президент МОК Марк Ходлер обвинил коллег в коррупции, причем наряду с миллионными взятками брали они и "борзыми щенками", например, поступлением детей в американский университет. В итоге того скандала четверо функционеров МОК подали в отставку сами, еще шесть функционеров из африканских стран были исключены на сессии МОК, а десять человек были предупреждены.

При нынешнем президенте МОК, бельгийском графе Жаке Рогге, вроде поутихло, во всяком случае таких громких скандалов, как при маркизе, пока не было.

Денег много не бывает

"Когда говорят о мировом правительстве – это чистой воды конспирология. Но спортивное мировое правительство в лице МОК – реальность. И вряд ли в обозримом будущем что-нибудь изменится, потому что МОК – это самовоспроизводящаяся организация, распустить которую может только она сама, – уверен Алексей Макаркин.

К его словам можно только добавить, что эта организация распоряжается довольно большими денежными потоками. Ее дебет складывается из доходов от продажи прав на трансляцию, спонсорских взносов и лицензирования олимпийской символики. 92% от этой суммы МОК отдает на нужды очередных олимпийских игр национальным олимпийским комитетам и международным спортивным федерациям, а 8% оставляет себе.

Легко подсчитать, что, получив на пекинской олимпиаде доход в $2,4 млрд, на прожитие в межолимпийский период МОК оставил себе $192 млн. Не так уж много на два года для 111 членов комитета, да еще и с учетом того, что следующие игры были зимними, то есть не такими прибыльными, как летние.

Понятно, что таких доходов на содержание бюрократического аппарата и на путешествия по миру с остановками в хороших отелях у членов МОК пока хватает.

Мировая закулиса

"В своем нынешнем виде МОК – не самая симпатичная надправительственная организация. Особенно нетерпим непрозрачный выбор ее главы. Но альтернативы ей нет. В современном мире остались только два фактора, консолидирующих все страны мира в мировое сообщество – это мировая финансовая система и спорт. Грубо говоря, доллар и олимпийские кольца. Но если с долларом сейчас складывается неоднозначная ситуация, и консолидирующим фактором может стать, например, юань, то роль спорта остается прежней и даже растет. Сегодня реально существует только одна разновидность гражданина мира в чисто виде – это спортсмен", – говорит ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов.

В тот год олимпийская деревня не строилась. Читать на сайте InoСМИ >>

На фоне отсутствия мировых войн растет цена спортивных побед, считает Дмитрий Абзалов. США, Китай, Российская Федерация стремятся самоутвердиться на спортивной арене, где победы уже стали эквивалентом побед в военных операциях прошлого.

"Дискредитация МОК и как следствие этого – всего олимпийского движения нанесет сильный удар наднациональной модели мира и потому очень нежелательна. Это понимают и в тех странах, которые имеют административный ресурс для реформирования МОК. К тому же, у них нет эффективной модели этого реформирования, – считает Дмитрий Абзалов.

По его словам и словам Алексея Макаркина, единственная альтернатива "мировому спортивному правительству" – МОК, сформированный по принципу территориального представительства, как, например, ООН.

"Но как раз ООН не может принять ни одного эффективного решения. Не хочется даже думать о том, что может натворить МОК, если в него войдут с равным правом все страны мира и начнут принимать решения большинством голосов", – говорит Дмитрий Абзалов.

"Я бы не демонизировал МОК. Возможно, там нужны некоторые внутренние реформы, но если мы вместо него получим комитет с представительством в нем всех стран, то коррупция времен маркиза Самаранча покажется детской забавой", – добавляет Алексей Макаркин.

В итоге, реальной альтернативы нынешнему МОК несмотря некоторые его монструозные проявления, похоже, пока действительно нет. А это значит, что с МОК нам всем жить еще долго. Опытный бюрократ попытался бы извлечь максимум пользы из безальтернативной и никому не подотчетной сути МОК, попытавшись пробиться в его самое высшее руководство.

Как ни смешно, аппаратные предпосылки для этого есть. В МОК сейчас трое представителей РФ (первый президент ОКР Василий Смирнов, четырехкратный олимпийский чемпион по плаванию Александр Попов и личный тренер по теннису Бориса Ельцина Шамиль Тарпищев).

Больше, чем россиян, в МОК только испанцев и англичан – их по четверо. Но если договориться с украинскими членами комитета, знаменитыми советскими легкоатлетами Валерием Борзовым и Сергеем Бубкой (что учитывая их советское прошлое, наверное, не такая уж сложная задача), то российско-украинская фракция получится в МОК самой крупной и может вести тихую вдумчивую работу с представителями КНДР, Кубы, а также Фиджи, Арубы, Гамбии, Намибии, Кот д'Ивуар и другими многообещающими членами мировой спортивной закулисы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала