26 июля 1930 года группа советских летчиков-парашютистов во главе с Б. Мухортовым впервые совершила под Воронежем серию прыжков с самолетов. Это событие положило начало массовому развитию парашютизма в СССР.
История
Само же устройство было придумано за много веков до этого - среди множества изобретений Леонардо да Винчи есть и чертеж парашюта.
И только в 2000 году британец Адриан Николас доказал работоспособность задумки Леонардо, успешно совершив прыжок с изготовленным по этому макету парашютом.
Первое испытание парашюта можно было наблюдать в 20-х годах XVIII века, когда французский заключенный Левен воспользовался чем-то напоминающим парашют для побега из тюрьмы. Он использовал сшитый из простынь шар с прикрепленными снизу пластинами из китового уса. Выпрыгнув из тюремного окна, беглец благополучно приводнился.
По-настоящему практическое применение нашлось парашюту в 1793 году. Энтузиаст воздухоплавания Жан-Пьер Бланшар предложил использовать устройство для безопасной эвакуации с недавно изобретенного воздушного шара. Вначале он подвешивал небольшие парашюты под корзиной и спускал с высоты на потеху публике животных: собак и котов. Они в полном здравии снижались. А когда однажды воздушный шар Бланшара взорвался, он рискнул совершить отчаянную эвакуацию сам. Правда, попытка была не совсем удачной - аэронавт сломал себе ногу.
Первый современный парашют был разработан, сконструирован и испытан техником-самоучкой Глебом Котельниковым, которого не оставляли равнодушным трагические исходы в авиационных полетах. Его парашют был легким, уложенным в ранец, всегда находился с летчиком. Результаты испытаний показали, что парашют действовал безотказно. Его изобретение "РК-1" (русский, котельниковский первый) было запатентовано в 1911 году. Но лишь в конце 1929 года по решению партии и правительства парашюты стали обязательными для авиации и воздухоплавания.
Правда и вымысел
Два парашютиста не могут спокойно разговаривать, находясь близко друг к другу в состоянии свободного падения. В некоторых особо правдивых фильмах парашютисты действительно разговаривают в воздухе, однако это не что иное, как просто легенда. Как бы вы не кричали, человек, падающий рядом, ничего не услышит. Ведь человек падает с такой скоростью, что звук просто не успевает доходить до собеседника, сотрясая воздух где-то вверху.
Фильмы о спецназе снова вводят нас в заблуждении - мы видим, как солдат открывает парашют прямо над землей, оставаясь незамеченным при приземлении. Правда в том, что парашют необходимо открывать на высоте не менее чем 180-300 метров над землей. Конечно, можно сложить свой парашют так, что он будет выскакивать практически моментально. Но нельзя забывать о динамическом ударе, который возникает при открытии парашюта. Нормально уложенный парашют открывается мягко, не причиняя вреда парашютисту. Если же сложить парашют на моментальное срабатывание, то при достаточно высокой скорости падения, открытие парашюта может попросту убить или покалечить парашютиста.
Когда открывается парашют, то парашютист немного поднимается ввысь. Все это только обман зрения, который часто можно видеть по ТВ. Ведь парашютистов снимают либо такие же скайдайверы, падающие рядом, либо человек, находящийся на каком-либо летательном аппарате, летящем вниз с определенной скоростью. Естественно, как только парашют раскрывается, то скорость падения парашютиста сразу замедляется, и для стороннего наблюдателя парашютист «подпрыгивает», оставаясь вверху.
Многие задаются вопросом, почему пассажирские самолеты не оснащены парашютами? Ответ на этот вопрос довольно прост. Во-первых, каждый парашют весит 5 кг, а это дополнительный вес и дополнительные расходы на покупку топлива. Вторая причина, по которой в самолетах нет парашюта - большинство катастроф происходят при взлете или при посадке самолета. В таких условиях человек просто не успеет надеть парашют и спрыгнуть с самолета. И даже если самолет начнет разваливаться не при взлете или падении, а высоко в воздухе, то и там человек не сможет воспользоваться парашютом из-за огромной скорости, которую развивает самолет.
Парашютные рекорды
В разных странах предпочитают необычные способы прыжков с парашютом. Например, японцы придумали прыжок "банзай": сначала из самолета выбрасывают парашют, следом прыгает парашютист, которому надо успеть догнать, надеть и раскрыть парашют. Этот "вид спорта" изначально был придуман для того, чтобы попасть в Книгу рекордов Гиннеса. Запись об этом можно найти в издании Книги за 2007 год.
Недавно новый мировой рекорд в построении формации был установлен в Таиланде, в провинции Накхон Саванг. Команда, состоящая из 357 человек из разных стран, зафиксировала фигуру в течение шести секунд в свободном падении. Спортсмены успели сгруппироваться и крепко взяться за руки до раскрытия парашютов при скорости 200 км в час. Изначально в построении формации принимало участие 450 парашютистов, но в последней рекордной седьмой попытке остальных спортсменов разметал ветер. Прыжки совершались с высоты 11 тысяч метров. Предыдущий рекорд был установлен в 2002 году над американской пустыней Аризона.
Самый низкий прыжок с парашютом с высоты 9-12 метров над заливом Висмар в Германии был совершен 19 апреля 1945 года. Рекорд принадлежит летчику из Великобритании Тереке Спенсеру, самолет которого разбился. А самый затяжной прыжок с парашютом был зафиксирован генерал-лейтенантом Уильямом Х. Рэнкином из американской морской пехоты. Благодаря встречному потоку воздуха, спуск продолжался 40 минут. Капитан Джозеф Киттинджер свободно падал до момента, когда его парашют автоматически раскрылся, 4 мин. 37 сек. Он выпрыгнул с воздушного шара с высоты 31 330 метров и пролетел 25 280 метров.
Рекордное число прыжков с парашютом совершил американец Дон Кельнер. Его двадцатитысячный прыжок был зафиксирован 7 марта 2000 года. Среди женщин - парашютисток наибольшее число прыжков было набрано Шерил Стирнс - тринадцать с половиной тысяч. В ноябре 1999 года Джей Стоукс совершил за сутки 476 прыжков - это наибольшее число прыжков по правилам Парашютной ассоциации.
Во время чемпионата мира по парашютному спорту в 1999 году во Флориде четверо американских парашютистов из команды "Аризона Эйрспид Тим" выполнили 39 акробатических фигур во время прыжка.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников