Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.
В России появился еще один объект, находящийся под охраной ЮНЕСКО – природный парк "Ленские столбы" в Якутии. Однако основная интрига на 36-й сессии Комитета Всемирного наследия (КВН), которая проходит в эти дни в Санкт-Петербурге, – в обсуждении судьбы памятников, которые находятся под угрозой разрушения или уничтожения.
В этом году международные эксперты выразили обеспокоенность по поводу сохранности заповедного Западного Кавказа и Байкала, Золотого Алтая и девственных лесов Коми.
Причем независимые российские наблюдатели считают, что на самом деле в стране под угрозой находится куда больше объектов, имеющих статус Всемирного наследия ЮНЕСКО. И разногласия с официальной точкой зрения уже вылились в создание альтернативного форума защитников этого наследия.
Не попали "под угрозу"
36-я сессия Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО впервые проходит в России, в Санкт-Петербурге. Раз в году, на такой сессии, куда съезжаются специалисты из всех стран – участников Конвенции об охране культурного и природного наследия, обсуждаются новые кандидаты на право называться "всемирным наследием".
В этом году к обсуждению было представлено 36 природных, культурных и смешанных объектов со всего мира. Два из них находятся в России: Национальный природный парк "Ленские столбы" и архитектурная серия "Кремли России" (рассмотрение последней номинации было перенесено на следующую сессию).
Не менее важным, однако, можно считать обсуждение состояния объектов, которые уже находятся под охраной ЮНЕСКО. Крайней мерой озабоченности Комитета является занесение памятника в список объектов всемирного наследия с грифом "под угрозой". Попадают в такой список памятники природы или культуры, которые, по мнению экспертов, подвергаются различным опасностям, вызванным естественными причинами или вмешательством человека.
По наблюдениям Международного союза охраны природы (МСОП), который является консультативным органом ЮНЕСКО, каждый десятый объект всемирного природного наследия находится под угрозой.
Эксперты, которые занимаются оценкой состояния культурных памятников, тоже обеспокоены. В этом году в список "наследия под угрозой" попали город Тимбукту и гробница Аскиа, которые разрушаются в результате военного конфликта. И… благополучный британский город Ливерпуль, потому что реализация проекта Liverpool Waters, по мнению экспертного сообщества, повлечет за собой глобальную реконструкцию исторических доков, расположенных к северу от центра города.
Ни один из российских природных объектов всемирного наследия не будет включен в список "под угрозой" на этой сессии в Петербурге, заявила постоянный представитель РФ при ЮНЕСКО Элеонора Митрофанова. Что, по мнению некоторых экспертов, не есть хорошо.
"Не надо бояться включения в этот список, – говорит ученый секретарь Совета по наследию Союза архитекторов России Ирина Заика. – Статус "под угрозой" привлекает внимание к объекту, помогает найти пути к его сохранению". Если же никакие меры по сохранению памятника не будут приняты, или разрушения окажутся необратимыми, то он выбывает из списка всемирного наследия – как это, например, случилось с Дрезденом, когда там был "разрушен культурный ландшафт" путем строительства моста Вальдшлессхенбрюкке через Эльбу.
По мнению некоторых экспертов, есть претенденты на выбывание и среди российских объектов.
Хлопотно, но престижно
Когда какое-то уникальное творение природы или человека попадает в список всемирного наследия, это означает, что отныне это место признано достоянием всего человечества. На сегодняшний день это 962 природных и культурных объекта, 25 из них – в России.
Кроме абстрактной гордости по поводу обладания чем-то, что признано всем цивилизованным миром, такой статус дает ряд вполне конкретных преференций.
"Включение объектов природного и культурного наследия в Список ЮНЕСКО очень важно для любой страны. Это, в первую очередь, – популяризация самого объекта, о достопримечательностях которого сразу узнает все мировое сообщество", – объясняет на сайте Роскультуры Григорий Оржоникидзе, Ответственный секретарь Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО.
Это место становится визитной карточкой страны, улучшает ее имидж, наконец.
Россию, например, ныне олицетворяют Московский Кремль и Красная площадь, исторический центр Санкт-Петербурга, Байкал и девственные леса Коми, Соловки и Кижи, Новодевичий монастырь и Троице-Сергиева лавра, вулканы Камчатки и Куршская коса.
В российском "предварительном списке", то есть списке кандидатов на внесение в список на ближайших сессиях, сегодня 27 природных и культурных объектов, включая Валаамский архипелаг и Измайлово, железнодорожный мост через реку Енисей и центр Иркутска, Магаданский заповедник и Командорские острова.
У независимого экспертного сообщества – организаций, которые занимаются охраной памятников и природы, имеются свои приоритетные списки объектов, которые подходят по всем критериям для того, чтобы попасть в список всемирного наследия, и нуждаются в дополнительном охранном статусе.
"Нужно расширить номинацию белокаменного зодчества и внести туда Георгиевский собор в городе Юрьев-Польской, – считает ученый секретарь Союза архитекторов России Ирина Заика. – По этому объекту уже готовятся документы".
По ее мнению, в списке объектов российской гордости не хватает памятников русского авангарда, сталинских высоток, а также несколько станций московского метро, которые вполне достойны стать объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.
По словам руководителя по экологической политике топливно-энергетического комплекса Всемирного фонда дикой природы (WWF) Алексея Книжникова, организации, которые занимаются охраной природы, тоже имеют свой список уникальных российских объектов. Например, дельта реки Волги. Но здесь, по наблюдению эксперта, возникает конфликт интересов между имиджем и нефтегазовым освоением.
"Так или иначе, мы поддерживаем номинирование всех объектов. Все то, что проходит через отбор и после серьезной оценки приобретает статус всемирного наследия – благо и для объекта, и для страны", – говорит Книжников.
Однако, по его мнению, еще важнее обратить внимание Комитета Всемирного наследия на те объекты, которые нуждаются в защите. И этот список у независимых экспертов куда более внушительный, чем у государственной Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО.
Под угрозой
На этой сессии Всемирный фонд дикой природы (WWF) обратился в Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО с просьбой защитить "Вулканы Камчатки" от планов строительства гидроэлектростанции в Кроноцком заповеднике.
"Угроза природным объектам от развития нефтегазовых проектов, горной добычи ежегодно нарастает, – говорит сотрудник WWF Алексей Книжников. – И позиция Комитета должна быть однозначной – это недопустимо".
Президент фонда "Охрана природного наследия" Алексей Буторин сообщил РИА Новости, что состояние еще четырех российских объектов из перечня Всемирного природного наследия ЮНЕСКО – лесов Коми, озера Байкал, Западного Кавказа и плато Укок на Алтае – вызывает опасение у экспертов-экологов.
"Резолюция по всем объектам есть, – сообщила постоянный представитель РФ при ЮНЕСКО Элеонора Митрофанова на пресс-конференции в РИА Новости. – Там есть формулировка, что страна должна предпринять определенные действия, и если эти действия не будут предприняты, то Комитет может рассмотреть в будущем вопрос о внесении в список "под угрозой"".
Организации, которые занимаются охраной памятников культуры, тоже имеют свой список "наследия под угрозой". По словам Ирины Заики, самые горячие точки сегодня – это Московский Кремль и Красная площадь, которым угрожают грунтовые воды и планы на строительство, это исторический центр Санкт-Петербурга, где ведется, по мнению эксперта, противозаконное точечное строительство и сносы, это белокаменные памятники Владимира и Суздаля, исторические памятники Великого Новгорода, Соловецкие острова…
Ни один из этих объектов не был вынесен на заседание Комитета по Всемирному наследию. "Мы подписали международную конвенцию о сохранении природного и культурного наследия и обязаны ее выполнять, – считает секретарь Совета по наследию Союза архитекторов России Ирина Заика. – И по поводу каждого строительства или изменения на этих объектах, будь то центр Санкт-Петербурга, Московский Кремль или Ярославль, запрашивать штаб-квартиру ЮНЕСКО".
Ведь на то и нужны сессии КВН, говорит эксперт, чтобы обсуждать, принимать совместные решения: "Эти объекты уже не наши – они принадлежат всему человечеству".
Народная российская вахта ЮНЕСКО
Казалось бы, такое со всех сторон приятное и благородное дело – охранять доставшиеся нам милости природы или человеческого гения. Но и здесь покой нам только снится. По мнению одних охранителей памятников (народных), другие охранители (государственные) недостаточно их охраняют.
Накануне 36-й сессии КВН ЮНЕСКО в Санкт-Петербурге инициативные граждане собрались на свой, альтернативный Международный форум "Защита объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО". Представители различных экологических и градозащитных неправительственных организаций, таких как "Гринпис", центр экспертиз ЭКОМ, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, Всемирный фонд дикой природы и т.п,, приняли ряд резолюций и составили собственные списки объектов, которые, по их мнению, заслуживают пристального внимания мировой общественности.
И хотя многие участники этого альтернативного форума являются экспертами различных комиссий ЮНЕСКО, они создали своего рода оппозицию официальным органам, представляющим Россию.
Суть их претензий сводится к тому, что государственные структуры, ответственные за сохранение Всемирного наследия, защищают интересы бизнеса, часто вступающие в конфликт с охранными законами, и не предоставляют объективной информации о реальной угрозе памятникам.
"Российская сторона систематически уклоняется от предусмотренного Оперативным руководством по выполнению Конвенции обязательного информирования Комитета Всемирного наследия о проектах, оказывающих влияние на выдающуюся универсальную ценность объектов Всемирного наследия. Представление отчетов о состоянии и сохранности отдельных объектов по запросам Комитета Всемирного наследия задерживается годами", – в частности, заявляют участники форума.
Посол России при ЮНЕСКО Элеонора Митрофанова, однако, считает, что официальные российские представители держат руку на пульсе: "У нас много проблем, особенно по природным памятникам. Например, Золотые горы Алтая, где собираются проводить газовую трубу в Китай, – это будет очень серьезный вопрос. И леса Коми, где до сих пор не получилось внятно определить границы в связи с золотодобычей". "Есть неясности в распределении зон Западнокавказского заповедника между Краснодарским краем и Адыгеей. Россия всегда серьезно относилась к замечаниям ЮНЕСКО и старается своевременно реагировать на них", – сказала Митрофанова в интервью РИА Новости.
Недовольны участники альтернативного форума и поведением местных властей – тех самых, которые должны отвечать перед всем миром за шедевры природы и культуры, находящиеся на их территории. И приводят в пример высказывание Валентины Матвиенко, которая в бытность свою градоначальником, назвала статус ЮНЕСКО "бантиком на теле Санкт-Петербурга".
Вот и придумали несогласные создать "Народную вахту" – некую международную ассоциацию наблюдателей за Всемирным наследством ("World Heritage Watch"), которая объединит неравнодушных и неангажированных защитников культурных и природных памятников ЮНЕСКО.
И, судя по всему, эта вахта рискует перерасти в своего рода партизанское движение – уже в этом году некоторые эксперты, которые приняли участие в альтернативном форуме, под тем или иным формальным предлогом были лишены аккредитации организаторами сессии Комитета.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции