Илья Бер, обозреватель РИА Новости.
19 июня 1951 года в тюрьме Синг-Синг был приведен в исполнение смертный приговор федерального окружного суда Нью-Йорка, вынесенный Джулиусу и Этель Розенбергам за шпионаж в пользу Советского Союза. Электрический разряд напряжением в 2700 вольт поставил точку в одном из самых ярких исторических событий периода маккартизма.
Маккартизм и борьба с маккартизмом оставили глубочайший шрам на теле американской демократии, который, несмотря на прошедшие с того времени более полувека, продолжает напоминать о себе реальными либо фантомными болями. Не случайно малобюджетный и без особых изысков снятый фильм Джорджа Клуни "Доброй ночи и удачи" снискал столь оглушительный зрительский успех и заслужил шесть номинаций на премию "Оскар".
Охота на ведьм, инициированная сенатором Маккарти, шла вразрез с базовыми теоретическими установками американской жизни. Не согласный с методами сенатора президент Гарри Труман писал: "В свободной стране мы наказываем человека за преступление, которое он совершает, но за его убеждения – никогда". Трумана никак нельзя было обвинить в симпатиях к коммунистам. Скорее он перефразировал другую известную многим американцам цитату из "Унесенных ветром": "Мы живем в свободной стране, и каждый имеет право быть негодяем, если ему так нравится".
Казалось бы, дело Юлиуса и Этель Розенбергов нельзя в привычном значении назвать охотой на ведьм, ведь в данном случае "ведьмы" были вполне реальными. Супруги, действительно, были убежденными коммунистами и шпионили в пользу СССР, передавая важную научно-техническую информацию.
Но есть одна загвоздка. К высшей мере наказания они были приговорены за кражу американских ядерных секретов, которые дали возможность Сталину построить свою атомную бомбу и поставить США впервые в истории под угрозу полного физического уничтожения. Как теперь точно знают историки, именно эти обвинения и были несправедливыми.
Групповод
Этель Грингласс познакомилась с будущим мужем еще в еврейской школе, где он усердно учился и увлекался изучением иудаизма. Поженились они в 1939 году после того, как Юлиус окончил колледж по специальности инженер-электрик. По официальной версии, он был завербован в разгар Второй мировой войны в 1942 году, хотя советские разведчики утверждают, что это произошло почти четырьмя годами раньше.
"Со студенческих лет они были комсомольскими активистами в Коммунистической партии США, – рассказал РИА Новости историк советской разведки Александр Колпакиди. – Вокруг них был кружок их соучеников, инженеров, которые рассосались впоследствии по совершенно разным предприятиям. Розенберг являлся групповодом и принес огромную пользу нашей военной промышленности. Причем не понятно точно, знали ли его информаторы, что он является разведчиком, или думали, что он все делает в интересах родной ячейки компартии".
Деньги от советского центра Розенберг получал. Он с утра до ночи мотался, собирая информацию, а жена все это печатала для передачи русским. Для него это была оплачиваемая работа, он должен был как-то жить, содержать семью с двумя маленькими детьми. Но для его информаторов, по мнению историков, деньги не были главным побудительным мотивом. Они старались в первую очередь за идею.
По словам Колпакиди, лично у Розенберга никаких особых возможностей не было. Как инженер он не состоялся, и его единственной функцией был сбор информации у других более толковых инженеров. К чертежам бомбы ни у кого из его группы доступа не было и быть не могло. Это был иной уровень допуска и секретности.
"Сейчас историки узнали много новых имен людей, которые действительно передавали информацию по ядерному оружию, стратегическим объектам и так далее. Но это не Розенберги, а совсем другие люди, например, выдающийся австрийский физик Энгельберт Брода, американский физик Тед Холл и так далее", – объясняет Колпакиди.
Сюда же можно добавить немецкого физика-теоретика Клауса Фукса, который работал в Англии над "Манхэттенским проектом" под руководством профессора Борна. Считается, что, исходя из своих политических убеждений и понимания величайшей опасности ядерной монополии, к которой стремились США, он бескорыстно предупредил Советский Союз о ведущихся работах по созданию ядерной бомбы. Впоследствии он передал в СССР некоторые сведения по ее устройству.
В 1950 году он был осужден в Великобритании на 14 лет. Это был максимальный срок за шпионаж в форме передачи военных секретов дружественному государству, поскольку во время передачи секретов СССР и Великобритания были еще союзниками. По иронии судьбы, именно благодаря показаниям Фукса, ФБР удалось раскрутить параллельную разведывательную цепочку и выйти на Розенбергов.
Судя по всему, Розенбергам удалось передать только одну на самом деле уникальную для военных инженеров, работавших над ядерным оружием, информацию – речь идет о схеме взрывателя, которым была оснащена бомба, сброшенная на Нагасаки.
Кстати, они так до конца и не признали свою вину, отрицая факты сотрудничества с советской разведкой, что еще в большей степени ожесточило против них служителей американской фемиды.
Тайны дела Розенбергов раскрыты
Колпакиди уверен, что к похищению атомных секретов супруги Розенберг имели самое косвенное отношение. "Те агенты, которые у них были и сообщали какую-то информацию по атомному оружию, были очень вторичны. Не казнили никого за такую работу", – заключает он.
Споры по этому делу Колпакиди считает законченными после того, как два года назад все связанные с ним документы Службы внешней разведки России были выкрадены из архива СВР бывшим сотрудником ведомства Александром Васильевым, переданы в Библиотеку Конгресса США и выложены в интернете в открытый доступ. Так что теперь каждый может самостоятельно полностью изучить всю деятельность Розенбергов.
Из этих документов следует, что их группа была бесценной, но не по атомному проекту.
При этом историк отмечает, что в ходе войны они сыграли огромную роль, помогая советской военно-технической разведке.
Парадокс наблюдателя
В США до сих пор не прекращаются ожесточенные споры, заслуживали ли Юлиус и Этель Розенберг высшей меры наказания. Для многих они остаются символом преследования людей за убеждения и за еврейское происхождение (несмотря на то, что и прокурор и судья тоже были евреями). В отличие от фактической стороны дела, тут вступают в силу вопросы морали, в которых не может быть однозначных трактовок.
Да, шпионы. Да, нанесли ущерб обороноспособности своей страны. Но не надо забывать, что в момент их самой активной работы СССР и США были союзниками в борьбе с нацистской Германией. И можно посмотреть так, что США вели себя не по-союзнически, утаивая от Советов важнейшую информацию.
С другой стороны, американцы исходили из своих объективных национальных интересов, понимая, что после победы над общим врагом две системы, претендующие быть моделью для всего мира, неминуемо столкнутся между собой.
В этом смысле, возможно, и алармизм сенатора Маккарти был не таким уж бессмысленным. Ведь в то время коммунистические идеи покорили многих образованных и честных людей на Западе. Они видели лишь глянцевую картинку, которую СССР умело проецировал вовне, и почти ничего не знали о реальной сущности тоталитарного режима или не доверяли свидетельствам собственной прессы.
Что же касается взгляда из России, то супруги Розенберг остаются героями, которым, по мнению историка Колпакиди, нужно поставить памятник. Ведь, как известно, кто для американца шпион – тот для русского разведчик. И наоборот.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции