У Исаакиевского собора, который вот уже 154 года остается самым большим и красивым храмом Петербурга и одним из главных символов города, весьма драматичная судьба - его строили четыре раза.
© РИА Новости / Алексей Даничев | Перейти в медиабанкУ Исаакиевского собора, который вот уже 154 года остается самым большим и красивым храмом Петербурга и одним из главных символов города, весьма драматичная судьба - его строили четыре раза.
Первый, деревянный, возвели в 1707 году, еще при царе Петре I. Заложили храм в день рождения царя, который совпадал с днем памяти святого Исаакия Далматского, - отсюда и название. Петр понимал, что деревянный храм долго не продержится, и в 1717 году поручил немецкому архитектору Георгу Иоганну Маттарнови заменить стены на каменные. Новая церковь не имела индивидуальности, во многом повторяла Петропавловский собор, даже куранты на колокольнях обоих храмов были одинаковые. В 1735 году в собор ударила молния, начался пожар. В этом событии увидели божье знамение, и храм был заброшен.
В конце своего царствования императрица Екатерина II взялась возродить собор, однако ставить его было решено на новом месте, за спиной знаменитого "Медного всадника". Строительство доверили итальянскому зодчему Антонио Ринальди, но он заболел и уехал на родину, а вскоре скончалась и Екатерина II. Ее сын, император Павел I поручил завершить сооружение храма другому итальянцу - Винченцо Бренне.
В 1816 году во время богослужения с потолка храма рухнул огромный кусок штукатурки, вызвав ужас среди верующих. Здание явно нуждалось в серьезном ремонте. Однако следующий император Александр I предпочел решить проблему кардинально и приказал перестроить собор. На этот раз ставилась задача сделать Исаакий главной церковью и украшением Петербурга.
Первый, деревянный, возвели в 1707 году, еще при царе Петре I. Заложили храм в день рождения царя, который совпадал с днем памяти святого Исаакия Далматского, - отсюда и название. Петр понимал, что деревянный храм долго не продержится, и в 1717 году поручил немецкому архитектору Георгу Иоганну Маттарнови заменить стены на каменные. Новая церковь не имела индивидуальности, во многом повторяла Петропавловский собор, даже куранты на колокольнях обоих храмов были одинаковые. В 1735 году в собор ударила молния, начался пожар. В этом событии увидели божье знамение, и храм был заброшен.
В конце своего царствования императрица Екатерина II взялась возродить собор, однако ставить его было решено на новом месте, за спиной знаменитого "Медного всадника". Строительство доверили итальянскому зодчему Антонио Ринальди, но он заболел и уехал на родину, а вскоре скончалась и Екатерина II. Ее сын, император Павел I поручил завершить сооружение храма другому итальянцу - Винченцо Бренне.
В 1816 году во время богослужения с потолка храма рухнул огромный кусок штукатурки, вызвав ужас среди верующих. Здание явно нуждалось в серьезном ремонте. Однако следующий император Александр I предпочел решить проблему кардинально и приказал перестроить собор. На этот раз ставилась задача сделать Исаакий главной церковью и украшением Петербурга.
У Исаакиевского собора, который вот уже 154 года остается самым большим и красивым храмом Петербурга и одним из главных символов города, весьма драматичная судьба - его строили четыре раза.
Первый, деревянный, возвели в 1707 году, еще при царе Петре I. Заложили храм в день рождения царя, который совпадал с днем памяти святого Исаакия Далматского, - отсюда и название. Петр понимал, что деревянный храм долго не продержится, и в 1717 году поручил немецкому архитектору Георгу Иоганну Маттарнови заменить стены на каменные. Новая церковь не имела индивидуальности, во многом повторяла Петропавловский собор, даже куранты на колокольнях обоих храмов были одинаковые. В 1735 году в собор ударила молния, начался пожар. В этом событии увидели божье знамение, и храм был заброшен.
В конце своего царствования императрица Екатерина II взялась возродить собор, однако ставить его было решено на новом месте, за спиной знаменитого "Медного всадника". Строительство доверили итальянскому зодчему Антонио Ринальди, но он заболел и уехал на родину, а вскоре скончалась и Екатерина II. Ее сын, император Павел I поручил завершить сооружение храма другому итальянцу - Винченцо Бренне.
В 1816 году во время богослужения с потолка храма рухнул огромный кусок штукатурки, вызвав ужас среди верующих. Здание явно нуждалось в серьезном ремонте. Однако следующий император Александр I предпочел решить проблему кардинально и приказал перестроить собор. На этот раз ставилась задача сделать Исаакий главной церковью и украшением Петербурга.
Первый, деревянный, возвели в 1707 году, еще при царе Петре I. Заложили храм в день рождения царя, который совпадал с днем памяти святого Исаакия Далматского, - отсюда и название. Петр понимал, что деревянный храм долго не продержится, и в 1717 году поручил немецкому архитектору Георгу Иоганну Маттарнови заменить стены на каменные. Новая церковь не имела индивидуальности, во многом повторяла Петропавловский собор, даже куранты на колокольнях обоих храмов были одинаковые. В 1735 году в собор ударила молния, начался пожар. В этом событии увидели божье знамение, и храм был заброшен.
В конце своего царствования императрица Екатерина II взялась возродить собор, однако ставить его было решено на новом месте, за спиной знаменитого "Медного всадника". Строительство доверили итальянскому зодчему Антонио Ринальди, но он заболел и уехал на родину, а вскоре скончалась и Екатерина II. Ее сын, император Павел I поручил завершить сооружение храма другому итальянцу - Винченцо Бренне.
В 1816 году во время богослужения с потолка храма рухнул огромный кусок штукатурки, вызвав ужас среди верующих. Здание явно нуждалось в серьезном ремонте. Однако следующий император Александр I предпочел решить проблему кардинально и приказал перестроить собор. На этот раз ставилась задача сделать Исаакий главной церковью и украшением Петербурга.
1 из 12
© РИА.Туризм / Алексей ХовановС последним строительством Исаакиевского собора связана вся жизнь выдающегося французского архитектора Огюста Монферрана. Именно он представил на конкурс проект, поразивший воображение монарха. Начавшееся в 1818 году строительство растянулось на 40 лет и осуществлялось при трех императорах - Александре I, Николае I и Александре II.
Строительство собора завершилось в 1848 году, однако еще 10 лет понадобилось для отделки интерьера.
Строительство собора завершилось в 1848 году, однако еще 10 лет понадобилось для отделки интерьера.
С последним строительством Исаакиевского собора связана вся жизнь выдающегося французского архитектора Огюста Монферрана. Именно он представил на конкурс проект, поразивший воображение монарха. Начавшееся в 1818 году строительство растянулось на 40 лет и осуществлялось при трех императорах - Александре I, Николае I и Александре II.
Строительство собора завершилось в 1848 году, однако еще 10 лет понадобилось для отделки интерьера.
Строительство собора завершилось в 1848 году, однако еще 10 лет понадобилось для отделки интерьера.
2 из 12
© РИА.Туризм / Алексей ХовановБолее 120 тысяч каменщиков, плотников и кузнецов трудились над возведением собора. Гранитные колонны вырубались недалеко от города Выборга на Карельском перешейке. С помощью таких лесов было установлено 48 колонн. Каждая 17-метровая колонна весом 114 тонн устанавливалась в вертикальное положение на свое место в течение 45 минут.
Более 120 тысяч каменщиков, плотников и кузнецов трудились над возведением собора. Гранитные колонны вырубались недалеко от города Выборга на Карельском перешейке. С помощью таких лесов было установлено 48 колонн. Каждая 17-метровая колонна весом 114 тонн устанавливалась в вертикальное положение на свое место в течение 45 минут.
3 из 12
© РИА.Туризм / Алексей ХовановПлафон главного купола собора "Богородица во славе" выполнен по эскизам Карла Павловича Брюллова. На полотне площадью 816 квадратных метров изображена Богоматерь в окружении святых, соименных особам династии Романовых, начиная с Алексея Михайловича и заканчивая Николаем I, а также их небесных покровителей, что символично подчеркивает божественность царской власти. Фигуры 12 апостолов в барабане купола написаны Петром Басиным по картонам Брюллова.
Плафон главного купола собора "Богородица во славе" выполнен по эскизам Карла Павловича Брюллова. На полотне площадью 816 квадратных метров изображена Богоматерь в окружении святых, соименных особам династии Романовых, начиная с Алексея Михайловича и заканчивая Николаем I, а также их небесных покровителей, что символично подчеркивает божественность царской власти. Фигуры 12 апостолов в барабане купола написаны Петром Басиным по картонам Брюллова.
4 из 12
© РИА.Туризм / Алексей ХовановВсего в Исаакиевском соборе представлено 150 панно и картин, над которыми трудились члены Петербургской Академии художеств: Брюллов, Басин, Бруни (на фото представлена его роспись "Страшный суд" над главным иконостасом), Шебуев, Марков, Алексеев, Шамшин, Завьялов и другие. Общая концепция росписей была разработана самим Монферраном. Ход работ по строительству собора контролировал Священный Синод и лично император.
Всего в Исаакиевском соборе представлено 150 панно и картин, над которыми трудились члены Петербургской Академии художеств: Брюллов, Басин, Бруни (на фото представлена его роспись "Страшный суд" над главным иконостасом), Шебуев, Марков, Алексеев, Шамшин, Завьялов и другие. Общая концепция росписей была разработана самим Монферраном. Ход работ по строительству собора контролировал Священный Синод и лично император.
5 из 12
© РИА.Туризм / Алексей ХовановПо причине высокой влажности и отсутствия вентиляции большое число работ выполнено в технике мозаики. Смальта для мозаичных панно собора производилась в мастерской Академии художеств. Фоны для панно набирались из золотой смальты. Всего в процессе работ было использовано более 12 тысяч оттенков смальты.
По причине высокой влажности и отсутствия вентиляции большое число работ выполнено в технике мозаики. Смальта для мозаичных панно собора производилась в мастерской Академии художеств. Фоны для панно набирались из золотой смальты. Всего в процессе работ было использовано более 12 тысяч оттенков смальты.
6 из 12
© РИА.Туризм / Алексей ХовановС этого амвона был отлучен от церкви писатель Лев Николаевич Толстой. В произведении "Воскресение" священнослужители усмотрели в одном из персонажей карикатуру на обер-прокурора Святейшего Синода.
С этого амвона был отлучен от церкви писатель Лев Николаевич Толстой. В произведении "Воскресение" священнослужители усмотрели в одном из персонажей карикатуру на обер-прокурора Святейшего Синода.
7 из 12
© РИА.Туризм / Алексей ХовановВ отделке собора использовано боле ста различных видов и оттенков гранита, мрамора, малахита и лазурита.
В отделке собора использовано боле ста различных видов и оттенков гранита, мрамора, малахита и лазурита.
8 из 12
© РИА.Туризм / Алексей ХовановВитраж главного алтаря "Воскресение Христа" выполнен по рисунку немецкого художника Генриха Мария фон Гесса. Изображение воскресшего Спасителя в окне главного алтаря было одобрено Священным Синодом и лично императором Николаем I. Площадь витража составляет 28,5 квадратных метра, а все стеклянные детали скреплены свинцовыми пайками.
Витраж главного алтаря "Воскресение Христа" выполнен по рисунку немецкого художника Генриха Мария фон Гесса. Изображение воскресшего Спасителя в окне главного алтаря было одобрено Священным Синодом и лично императором Николаем I. Площадь витража составляет 28,5 квадратных метра, а все стеклянные детали скреплены свинцовыми пайками.
9 из 12
© РИА.Туризм / Алексей ХовановМонументальные десятитонные бронзовые двери собора украшены сюжетами на библейскую тематику.
Монументальные десятитонные бронзовые двери собора украшены сюжетами на библейскую тематику.
10 из 12
© РИА.Туризм / Алексей ХовановВ соборе по православным праздникам проходит служба, а в светские праздники выступают хоровые коллективы.
В соборе по православным праздникам проходит служба, а в светские праздники выступают хоровые коллективы.
11 из 12
© Фото : Сергей СеверинТоржественное открытие и освящение Исаакиевского собора, который был провозглашен кафедральным собором Русской православной церкви, состоялись 154 года назад - 30 мая (11 июня по старому стилю) 1858 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского и день рождения Петра Великого.
Он до сих пор занимает четвертое место в мире по величине, уступая лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции. Четыре жизни, четвертой в земном ранге...
Он до сих пор занимает четвертое место в мире по величине, уступая лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции. Четыре жизни, четвертой в земном ранге...
Торжественное открытие и освящение Исаакиевского собора, который был провозглашен кафедральным собором Русской православной церкви, состоялись 154 года назад - 30 мая (11 июня по старому стилю) 1858 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского и день рождения Петра Великого.
Он до сих пор занимает четвертое место в мире по величине, уступая лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции. Четыре жизни, четвертой в земном ранге...
Он до сих пор занимает четвертое место в мире по величине, уступая лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции. Четыре жизни, четвертой в земном ранге...
© Фото : Сергей Северин
12 из 12