БОНН (Германия), 23 мая - РИА Новости. ЕС готов рассмотреть возможность замены для российских авиакомпаний участия в системе торговли квотами EU ETS на национальный механизм, в том числе на основе модернизированных транссибирских роялти, если такое предложение появится, сказал РИА Новости представитель европейской делегации на переговорах по климату, представитель директората ЕС по климату Артур Рунге-Метцгер (Artur Runge-Metzger).
Российские экологи и экономисты в ноябре 2011 года выступили с предложением сформировать из платежей авиакомпаний за использование транссибирского маршрута целевой фонд проектов по восстановлению и охране лесов. По мнению экспертов, такая модернизация системы транссибирских роялти может позволить не только выполнить международные обязательства России, которая после вступления в ВТО обязана ее реформировать, но и "защититься" от автоматического присоединения авиакомпаний к европейской системе торговли квотами EU ETS.
"Действительно, нам нужно было бы внимательно изучить предложенный вариант с точки зрения того, как применяется норма, на кого она распространяется - на все авиакомпании или не на все, как она связана с решением проблемы изменения климата... Если такое предложение будет, мы, конечно, открыты для него", - сказал Рунге-Метцгер.
По решению властей Евросоюза, с 2012 года авиаперевозчики, выполняющие рейсы в Европу, становятся участниками EU ETS, европейской системы торговли квотами на выбросы парниковых газов. С 1 января 2012 года авиакомпании должны будут получать квоты на выбросы парниковых газов пропорционально своему объему перевозок, а также вести мониторинг, отчетность и контроль выбросов. Планируется, что компании будут бесплатно приобретать квоты на эмиссию по расчетам 85% от выбросов базового 2010 года, а остальные 15% должны будут оплачивать.
Рунге-Метцгер напомнил, что законодательство ЕС предусматривает возможность быстрой корректировки и создания исключения для национальных авиакомпаний в случае, если третья страна представит собственную систему, аналогичную европейской. Пока, по словам представителя ЕС, ни одна страна не выступила с официальным предложением такой системы, хотя слухи о их разработке, в частности, в Индии и Китае появляются регулярно.
Авторы российского предложения, эксперты АНО "Центр экологических инноваций", предлагали перенаправить платежи за использование транссибирского маршрута на восстановление и сохранение российских лесов, "играющих важнейшую роль в поддержании экологического равновесия планеты". По мнению экологов, необходимо создать специальный экологический фонд, средства которого будут направлены на "устойчивое развитие в лесном и сельском хозяйстве". Фонд с прозрачной системой отчетности будет финансировать проекты по защите и охране лесов от пожаров, а также посадке защитных лесополос и новых лесов.