МОСКВА, 14 мая - РИА Новости, Анна Банасюкевич. Спектакль "Поэтому" покажут в понедельник в столичном Центре им. Мейерхольда.
Этот проект собрал в одну команду актеров и режиссеров - выпускников мастерской Е. Каменьковича в ГИТИСе, драматурга Сашу Денисову, Аркадия Арканова, певицу и актрису театра "Студия театрального искусства", ученицу С. Женовача Мириам Сехон.
Прототипами главных героев стали сами актеры - с двумя из них Саша Денисова познакомилась во время работы над спектаклем "Маяковский идет за сахаром". В ее пьесе "Каменьковичи" Сергей Быстров играет Шкловского, а Игорь Мазепа - Мейерхольда. После Маяковки расставаться не хотелось, тогда и возникла идея нового спектакля.
"Ребята с курса Каменьковича захотели сделать историю, которая рассказывала бы отчасти про них. Они сами - Сергей Быстров, Игорь Мазепа и Сергей Аронин - пишут стихи. От этой ситуации - когда трое современных двадцатилетних людей тоскуют о нехватке поэзии в современном мире, - мы и отталкивались", - рассказывает драматург Саша Денисова.
По сюжету герои спектакля из обыденной реальности попадают в иное пространство, в котором время утрачивает свой обычный ход.
"Герои выпивают у памятника Пушкина, сетуя на неподходящие для молодых поэтов времена, завидуя Цветаевой и Мандельштаму, которым в начале века было проще, потому что был культурный контекст. Также тоскуют о поэтических пространствах - мол, слагать стихи вдохновеннее в Венеции или Париже. Пока они выпивают, приходит милиционер, которого согласился сыграть Аркадий Арканов, собирается забрать их в РОВД, но тут бездна разверзается, Пушкин оживает, и начинается поэтическое путешествие. Эти трое героев попадают в разные пространства, времена и узнают о том, как жилось поэтам тогда", - рассказывает Саша Денисова.
Спектакль "Поэтому" можно назвать сочинительским театром, в котором отсутствует строгое распределение функций, а общая идея развивается всеми участниками процесса.
"Мы не делаем ничего на века, а просто сочиняем спектакль, который будет немножко и про нас. В программке мы все перечислены в столбик, потому что в этой работе не было такого четкого распределения функций, но было веселое желание делать что-то вместе. Это демократический безответственный театр, где нет диктатора, где идея принадлежит всем", - рассказала Денисова.
В тексте спектакля придуманное смешано с подлинными цитатами, к примеру, милиционер читает документальный монолог об Ахматовой, и все же спектакль далек от эстетики документального театра.
"Это все-таки игровой театр, где есть что-то вроде пьесы, написанной специально для этих молодых артистов, которые пишут стихи и тоскуют о мировой культуре, как некогда тосковал Мандельштам", - говорит Саша Денисова.
У молодой команды выпускников Каменьковича нет свой площадки, поэтому репетировали где придется. Актерам удавалось находить помещения, куда их пускали после вечерних спектаклей.
По мнению авторов спектакля, свой театр они строят по шекспировскому принципу, где тоже вместе сочиняли спектакль.
"Шекспир писал, приносил текст в театр, артисты его быстро распределяли, а в свободное время латали костюмы, готовили спектакль и так далее. Режиссером был кто-нибудь из участников спектакля. У нас так же - Сергей Аронин придумывает мизансцену, а потом входит в нее и играет уже как актер. Главная примета этого спектакля - энтузиазм", - говорит Саша Денисова.
Показ в Центре им. Мейерхольда называют "work in progress" - современному театру свойственно фиксировать себя на разных этапах, не стремясь сразу к законченному результату. По словам Саши Денисовой, спектакль создавался естественно, без каких-то строгих сроков, и премьеру предполагают выпустить тоже без особого "официоза".