Илья Бер, обозреватель РИА Новости.
Министерство образования и науки решило включить в школьные учебники по отечественной истории для старшей школы параграфы, посвященные проблеме фальсификации истории. Об этом стало известно из опубликованного на сайте Госзакупок технического задания к конкурсу.
Помимо новых параграфов к уже действующим учебникам, победителям конкурса менее чем за полгода предстоит выпустить хрестоматию для старшеклассников "Дискуссионные вопросы российской истории", а также книгу для учителя "Фальсификация отечественной истории". На выполнение заказа министерство не пожалело 9 миллионов рублей.
"В условиях изменения мирового правопорядка, укрепления российской государственности и роли России в мировой политике особую роль в создании нового образа России приобретает интерпретация ключевых событий и фактов российской истории и построение на этой основе траектории будущего России, прогнозирование ее влияния на мировое сообщество. Следует иметь в виду, что фальсификация истории становится одним из средств политической борьбы", – объясняют авторы свою идею.
Однако большинство профессиональных историков, даже тех, кто придерживается противоположных исторических и политических взглядов, считают, что инициатива Минобра либо нереализуема и бессмысленна, либо, того хуже, вредна.
Ошибочное целеполагание?
Директор фонда "Историческая память" Александр Дюков считает, что в данном случае, имеет место ошибочное целеполагание, поскольку задача борьбы с фальсификацией истории – не образовательная, а научная и международных отношений.
"Проблема искажения исторических фактов и даже фабрикации исторических документов действительно существует, – уверен историк. – Однако основная проблема здесь вовсе не в российском школьном образовании… Введение в учебники подобных параграфов – это умножение сущностей".
Не вполне согласен с коллегой политолог и историк Павел Данилин, автор нескольких глав нашумевшего учебника отечественной истории под редакцией Филиппова. Он считает, что вообще это идея хорошая, но сейчас учить детей тому, что такое фальсификация истории, неправильно, потому что мы еще сами с этим не разобрались.
"Существует грандиозное количество концепций истории, которые, в том числе, преподаются детям, поэтому говорить о фальсификации истории однозначно мы не можем", – объясняет он. Данилин говорит, что был бы готов написать главу, посвященную последним десятилетиям жизни России, но главу по фальсификациям по всему XX веку сочинять бы не стал.
"Кто-то будет писать о 30-х годах, что было уничтожено 110 миллионов граждан Советского Союза. А кто-то будет настаивать на цифре в 1 миллион. А кто-то будет говорить, что, на самом деле, все они виноваты, и репрессий не было. Ну, какая тут борьба с фальсификациями? Кто здесь более прав, кто менее – устоявшегося мнения нет", – развивает историк свою мысль.
Однако преподаватель истории московской гимназии №1543, соавтор одного из учебников по истории России Леонид Кацва саму идею заставлять школьников разбираться с фальсификациями истории считает глупой. Понадобилось это, по его предположению, для того, чтобы окончательно превратить изучение истории в школе в подобие идеологии, а инициатива принадлежит консервативным кругам во власти.
При этом историк уверен, что желающие поучаствовать в министерском конкурсе найдутся. "Нашлись же люди, которые писали, что в стране не было тоталитаризма и что сталинские репрессии способствовали совершенствованию чиновничества", – напоминает он.
Разработчики идеи своих целей не скрывают. Они прямым текстом сообщают, что задачей обновленного курса истории будет создание позитивного образа современной России в мире и у самих россиян. Как это сопрягается с заявленным тут же принципом максимально объективной и всесторонней реконструкции исторических фактов, не очень понятно.
Более того, описывая задачи книги для учителя, идеологи пишут, что она должна помочь преподавателю "переосмыслить неоднозначные проблемы современной истории, дать комментарии к проблемам и понятиям курса, связанным с искажением отечественной истории, зачастую ведущим к непониманию молодежью новейшей истории России и противостоянию политике, проводимой руководством страны, в ущерб интересам Российской Федерации".
То есть прямым текстом сказано, что учитель должен готовить сознательных, согласных с властями граждан. При этом возможность смены правительства, а с ним и политического вектора развития в нашем демократическом государстве ими, похоже, не рассматривается.
Ее прощальный поклон
Вспомните, во многих фильмах умирающий отрицательный персонаж из последних сил убивает положительного. В "Новых приключениях неуловимых" полковник Кудасов стреляет в спину Бубе Касторскому, во "Властелине колец" низвергнутый в пропасть демон Балрог цепляет волшебника Гэндальфа длинным хвостом своего хлыста и утягивает за собой.
Похоже, что и Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, почившая в бозе в феврале нынешнего "года истории в России", в качестве последнего "прости" отметилась инициативой, идущей через Министерство образования. Такое предположение выдвинул Александр Дюков.
Деятельность комиссии в связи с новой образовательной инициативой упоминает и Леонид Кацва. "У нас на каждом шагу издаются книги, в которых пишется черт-те что. В одних сказано, что Катыни не было, как у Юрия Мухина; в других – что во всем виноваты представители тех или иных национальностей, как у Платонова. Но, к сожалению, комиссия по фальсификации занималась не ими", – сетует он.
Комиссия была создана в мае 2009 года указом президента Дмитрия Медведева, им же и распущена. Никто особенно не скрывал, что ее главной задачей было противодействие интерпретации Великой Отечественной войны прибалтийскими историками и политиками, а также некоторыми ангажированными историками Западной Украины.
Но выяснилось, что реальных возможностей воздействовать на них сейчас все равно нет. Литва, Латвия, Эстония, Украина – независимые государства, и их историки пишут, что они считают нужным. А российские – то, что они считают правильным. Так что, как это часто бывает, пошумели, потратили средства на аппарат и заседания и разошлись, так ничего и не поборов.
Кроме того, по словам Павла Данилина, сама комиссия даже по базовым вопросам, касающимся Второй мировой войны, не могла прийти к общему мнению. Не говоря уже о более сложном периоде, таком, как десятилетие перед войной.
Кацва уверен, что искажения истории вредны сами по себе, но политическими методами их предотвратить невозможно. "Не бывает фальсификаций в ущерб стране или в пользу страны, – говорит он. – Всякая фальсификация бывает во вред интересам науки. Вот научными методами с ней и надо бороться".
Учим фальсификации?
Отдельно стоит выделить "креатив" авторов технического задания к конкурсу, на который обратил внимание Александр Дюков. "Я не знаю, кто из чиновников Министерства образования изобрел словосочетание "Книга для учителя. Фальсификация отечественной истории" и вписал его в официальное техзадание Минобра, но такого человека нужно просто выгнать со службы, – полагает он. – Это дичайшее словосочетание, из которого получается, что школьных учителей будут учить именно фальсифицировать отечественную историю".
Когда автор этой статьи (кстати, историк по образованию) учился в школе в середине 90-х годов, не то что единой концепции истории, но и единого учебника у нас не было. Учителя читали свои авторские курсы, включавшие разные учебники с разными позициями и точками зрения.
Тогда они были уверены, что "единая руководящая линия партии" навсегда осталась в прошлом. Они учили анализировать исторические тексты, самостоятельно размышлять и сопоставлять факты, понимать, что точек зрения на одно и то же событие может быть больше одной. И ничего, в отсутствии любви к Родине и патриотизма никто замечен не был. Это как-то само у нормальных людей формируется.
Похоже, мои учителя ошибались, и процесс формирования в школе тоталитарного исторического сознания снова запущен.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции