В ближайшее время Махачкала станет городом-миллионником. О насущных городских проблемах и о путях их решения в интервью РИА Новости рассказывает глава администрации Махачкалы Саид Амиров.
- Саид Джапарович, население Махачкалы за последние 20 лет удвоилось и превысило 700 тысяч человек. В связи с этим возникает вопрос: как городская инфраструктура справляется с возросшими потребностями горожан?
- Я возглавил Администрацию города в 1998 году. Как вы понимаете, за 90-е годы инфраструктура не развивалась; ничего нового не строилось и мало что ремонтировалось, а население города быстро росло. При этом многие дагестанцы уезжали в город в надежде найти работу. Быстро разрастался частный сектор, люди застраивали пустующие участки. Поэтому нагрузка на инфраструктуру быстро росла.
Своим безусловным приоритетом в деятельности Администрации Махачкалы я считал развитие коммунальной инфраструктуры.
Сегодня, для сравнения, скажу, что Махачкала обеспечена основными ресурсами: водой, газом, светом, канализаций, электроэнергией и пр. из расчета на 1 миллион человек. В частности, мы коренным образом модернизировали городское электрохозяйство. Подвели к Махачкале новые водоводы, построили новое водохранилище и модернизировали два существующих. Построили вторую очередь очистных сооружений канализации и начали строительство третьей очереди. Ведем строительство уникального подземного самотечного железобетонного коллектора к очистным канализации.
Вы сами понимаете, какой огромный объем работы пришлось для этого провести. Это потребовало огромных затрат и усилий большего числа людей - как служащих Администрации города, так и от работников муниципальных предприятий и подрядчиков.
В последние 20 лет ни один другой город в России не испытал такой мощной демографической нагрузки. Но при этом вряд ли другой город России может похвастаться таким «запасом прочности».
- В столице Дагестана, несмотря на постоянный рост, нет ни одного мусороперерабатывающего завода. С чем это связано? Как городские власти решают проблему отходов?
- За два десятка лет Махачкала из заштатного областного центра превратилась в один из крупных городов России. Мы ожидаем, что в ближайшее время население города превысит один миллион человек.
Естественно, что в советские годы для небольшого областного центра строительство мусороперерабатывающего предприятия не предусматривалось.
Построить его самим нам долгое время мешала не совсем справедливая система распределения средств через бюджет республики. Эта система сложилась в прошлом и только сейчас начинает меняться.
Ряд городских проблем власти Махачкалы пытаются решать путем государственно-частного партнерства. Такой подход выбран и для создания мусороперерабатывающего завода.
Практическая реализация проекта по строительству завода возложена на подрядчика - ОАО «Мадала».
Специалисты уже подготовили всю необходимую документацию. Требования города довольно жесткие - в связи с малоземельем и ограниченностью площадей под полигон для захоронения ТБО, новый завод должен обеспечить глубокую переработку мусора. Такого завода в России пока никто не строил.
Махачкала и ОАО «Мадала» получили более десятка предложений от различных иностранных кампаний, специализирующихся на поставках технологического оборудования по переработке отходов.
Сейчас идут коммерческие переговоры с поставщиками оборудования и частными инвесторами. Надеемся, этот вопрос в ближайшее время будет решен.
- Правда ли, что Махачкала испытывает острый дефицит в социальных объектах, особенно детских садах, роддомах, больницах. Как власти города намерены решать эту проблему?
- Действительно, такая проблема существует.
Сегодня по существующим нормативам городу нужно вдвое больше социальных объектов: больниц, школ, детских садов, роддомов, женских консультаций, поликлиник и т.д. Но у города нет средств для самостоятельного решения этой проблемы. Здесь мы рассчитываем на помощь республики и федерального центра.
Пока же мы делаем то, что можем, своими силами. В детских садах и школах увеличивается число групп и мест. Расширяются медицинские учреждения. На базе первой городской больницы строятся центры специализированной медицинской помощи. За последние годы мы своими силами построили и ввели несколько поликлиник, школ и детских садов. Но этого, к сожалению, недостаточно.
Дагестан в целом - дотационный регион. Однако Махачкала является донором и республиканского и федерального бюджета. В 2011 году во все уровни бюджета по Махачкале собрано 15,6 миллиарда рублей налогов, в том числе в федеральный бюджет более 1,8 миллиарда рублей, во внебюджетные фонды РФ - 5 миллиардов рублей, в консолидированный бюджет республики 6,5 миллиарда рублей. В муниципальный бюджет поступило около 2,2 миллиарда рублей собственных доходов. В городе собирается примерно две трети всех налогов республики. Однако почти все деньги уходят из Махачкалы.
В итоге, к примеру, бюджет сопоставимого с Махачкалой по численности населения города Краснодара несопоставимо больше нашего бюджета.
Мы обратились к президенту республики с просьбой, чтобы один миллиард рублей из 6,5 миллиардов рублей, которые из города поступают в республиканский бюджет, возвращался в городской бюджет.
- В сентябре прошлого года в пригороде Махачкалы началось строительство крупного инвестиционного проекта - города-спутника «Лазурный берег». На какой стадии сейчас проект?
- На нынешнем этапе важнейшая для нас задача - согласование проекта и прохождение государственной экспертизы.
В прошлом году был построен и введен в эксплуатацию городок строителей. Там будет жить примерно тысяча специалистов и рабочих.
Была проведена большая работу по подъему грунта, поскольку будущий город находится на берегу моря. В среднем грунт необходимо поднять почти на пять метров.
В настоящее время также ведутся работы по подведению инфраструктуры к будущему городу.
Ведем переговоры с потенциальными инвесторами, в том числе частными лицами; ведем переговоры и с подрядчиками.
- Как в целом городские власти работают в направлении привлечения инвестиций? С какими трудностями сталкиваетесь в этой работе? Какие инвестроекты еще планируют реализовать городские власти в ближайшее время?
- Махачкала - экономический локомотив Дагестана, самый привлекательный для инвестиций город.
У нас практически нет безработицы. Более того, Махачкала ежедневно дает работу десяткам тысяч дагестанцев из прилегающих районов и других городов. В Махачкалу приезжают в поисках работы сотни, может тысячи людей из ближнего и дальнего зарубежья: Азербайджана, Вьетнама, Китая, Таджикистана...
Частными инвесторами в Махачкале построены тысячи объектов: многоэтажные жилые дома и целые микрорайоны, супермаркеты, развлекательные центры, дома отдыха, гостиницы, частные цеха, заправки, медицинские учреждения.
Частные инвесторы вложили миллионы рублей в благоустройство муниципальных территорий прилегающих к своим собственным объектам в том числе в озеленение.
Проблем с привлечением инвестиций, с инвесторами у нас нет. Мы по возможности стараемся поддерживать инвесторов.
«Узким местом» считаем недостаток тех, кто хотел бы вложить деньги в строительство крупных производств.
Главным здесь является гарантия безопасности инвестициям. Этим вопросом мы совместно с федеральными правоохранительными органами занимаемся постоянно.
- Власти Дагестана говорят о развитии туризма в республике. Махачкала как столица должна первой двигаться в этом направлении. Что в Махачкале делается в этом направлении? Есть ли места, где можно отдохнуть?
- Повторюсь, в Махачкале с помощью частных инвесторов в последнее время были построены несколько тысяч ресторанов, кафе, баз отдыха, гостиниц и иных объектов. А за последний год сдан в эксплуатацию реконструированный санаторий «Талги» с уникальным сероводородным источником - некогда жемчужина Дагестанской медицины. В Махачкале начал работу женский пляж «Горянка» - единственный женский пляж для купания. Построен очень большой оздоровительный центр «Одиссей».
В городе есть где отдохнуть, есть на что посмотреть. К примеру, мы построили парк развлечений в экологически чистом районе столицы - у озера Ак-Гель, и работы по его расширению продолжаются. В 2011 году там введен в строй самый высокий на северном Кавказе комплекс фонтанов. Парк Ак-Гель становится излюбленным местом отдыха горожан.
- Сейчас очень много говорится о строительстве в Махачкале, Идет ли изменение облика столицы по единому архитектурному плану?
- Действительно, темпы строительства в Махачкале чрезвычайно высоки.
Для примера скажу, что в городе одновременно строится несколько сотен многоэтажных жилых домов - от 9 этажей и выше.
Естественно, что работы ведутся в соответствии с утвержденным архитектурным планом.
- В рамках программы «Город нашей общей заботы» в 2011 г. в Махачкале было посажено свыше 17 тысяч деревьев, однако город по мнению некоторых все еще выглядит «серым». Продолжат ли власти работы по озеленению города?
- Не соглашусь с тем, что Махачкала выглядит «серым» бетонным городом. Действительно, есть районы, где зелени мало. Но такие районы есть в любом городе мира. В центре любого города земля слишком дефицитна и дорога, чтобы разбивать новые парки. Но мы продолжаем работы по озеленению и благоустройству города. Убежден, Махачкала будет одним из самых красивых, благоустроенных, зеленых городов России. Каждый год осенью и весной производиться посадка деревьев, кустарников, цветов. Озеленение города продолжается. Конечная цель администрации города, - добиться того чтобы Махачкала стал самым благоустроенным, самым зеленым, уютным и удобным городом на побережье Каспия.