Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Современное искусство нуждается в господдержке, считают эксперты

Читать ria.ru в
Крупнейшие столичные галеристы Марат Гельман ("Галерея Марата Гельмана"), Айдан Салахова ("Айдан-галерея"), которые ранее объявили о закрытии своих галерей, а также Елена Селина (XL галерея), обудили в Красном цехе "Винзавода" в Москве вместе с другими галереями "Винзавода", арт-критиками и представителями аукционных домов перспективы галерейного бизнеса и современного искусства в России.

МОСКВА, 23 апр - РИА Новости, Мария Ганиянц. Крупнейшие столичные галеристы Марат Гельман ("Галерея Марата Гельмана"), Айдан Салахова ("Айдан-галерея"), которые ранее объявили о закрытии своих галерей, а также Елена Селина (XL галерея), собрались в понедельник в Красном цехе "Винзавода" в Москве, чтобы обсудить вместе с другими галереями "Винзавода", арт-критиками и представителями аукционных домов перспективы галерейного бизнеса и современного искусства в России.

Модератором дискуссии выступила новый директор Винзавода Елена Пантелеева, которая заявила, что "слухи о кончине "Винзавода" преждевременны - он обретает новое дыхание и поддерживает новые культурные инициативы".

Как рассказала Елена Селина, XL галерея остается как коммерческое предприятие и будет проводить четыре выставки в год. Но возобновит XL Projects, ранее функционировавший на "Арт-стрелке" - с 2004 года по 2006-й. Этот проект как некоммерческая организация будет проводить выставки в пространстве XL галереи и на других площадках. Само пространство XL галереи будет открыто всего четыре дня в неделю - со среды по субботу.

"Возобновив XL Projects, я смогу просить деньги у государства или еще у кого-то. Проект будет работать не только с художниками XL галереи, но и с другими", - сказала Селина.

По ее словам, коммерческая галерея, какие бы интересные кураторские проекты она ни делала и как бы широко не представляла российское современное искусство за границей, не может рассчитывать на поддержку бизнеса или государства, потому что является коммерческой структурой. По словам галеристов, из-за стагнации рынка они просто не в состоянии содержать свои галереи.

О закрытии старейших столичных галерей современного искусства - XL, Айдан и "Марата&Юлии Гельман", которые больше двадцати лет были ведущими игроками на отечественном арт-рынке, стало известно еще две недели назад.

Как ранее рассказали РИА Новости сами галеристы, такое решение отчасти вынужденным, и приняли они его под влиянием обстоятельств: после экономического кризиса 2008 года и политических изменений последних лет поддерживать деятельность галерей стало нерентабельно.

Марат Гельман, говоря о сворачивании арт-рынка в России, отметил в числе первопричин, эмиграцию коллекционеров. По его словам, позволить себе инвестировать значительные средства в современное искусство, которое по ценам не отстает от западного, могут теперь только чиновники. Но именно этот класс как раз и не готов стать коллекционерами.

Впрочем, ни один из галеристов не собирается расставаться с актуальным искусством - уже в сентябре стартует целая серия некоммерческих арт-проектов.

Марат Гельман на месте своей галереи откроет продюсерский центр "Культурный альянс" и будет реализовывать проекты одноименной федеральной программы, в которую включены одиннадцать городов. Сам Гельман будет отвечать за искусство, его жена Юлия - продюсировать дизайн-проекты, известный музыкальный продюсер Александр Чепарухин - музыкальные, а критик и писатель Вячеслав Курицын возьмется за литературную составляющую. Все продюсеры, наряду с руководителями 11 городов, между которыми существует ряд договоров, войдут в Совет директоров "Культурного альянса". Елена Селина займется кураторскими проектами.

Айдан Салахова, которая призналась, что ей выгоднее быть художником, чем галеристом, собирается сосредоточиться на собственном творчестве, откроет "Айдан Студио" - художественную мастерскую шоу-рум. "Айдан Студио" должна стать местом поиска нового художественного языка, местом выставочных, мультимедийных и образовательных экспериментов, не ограниченных строгим форматом коммерческой галереи в ее нынешнем виде.

"С одной стороны, я страшно устала заниматься галерейным бизнесом, которым занимаюсь более 20 лет. С другой - после Венецианской биеннале у меня очень заказов как у художника. Я активно занимаюсь своими культурными проектами", - сказала Айдан Салахова. Она пояснила, что формат галереи стал тесен, к тому же она устала от негативного отношения к русскому искусству ан крупных международных ярмарках. Она пояснила, что "Айдан Студио" не будет делать выставки, но будет работать как мастерская и будет открыта для публики вечером с пятницы по субботу.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что пространство современного искусства в России нуждается в сильной государственной поддержке. Как с точки зрения проработки законодательства, так и с точки зрения финансирования. Другие галереи современного искусства, расположенные на Винзаводе, объявили о том, что закрываться они не собираются, но та ситуация, которая сложилась на рынке, их тоже серьезно беспокоит.

По мнению экспертов рынка, проблема рентабельности галерей актуальна для всего мира: лишь малая часть топовых галеристов способна устроить свой бизнес так, чтобы получать сверхприбыли, остальные находятся на грани выживания или работают себе в убыток. Согласно европейским аналитическим исследованиям (TEFAF, CINOA) на мировом арт-рынке происходит изменение роли галереи как институции. По статистике, большинство продаж у галеристов приходится на время участия в крупных ярмарках (или по их следам), весь остальной период значимых продаж почти нет.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала