В самом начале апреля по Сети пронеслась легкая буря: наконец-то вышла долгожданная версия для Android самой популярной в прошлом году iOS программы (27 миллионов скачиваний с хвостиком) – Instagram. И за первые сутки она была закачана больше миллиона раз!
Если кто вдруг случайно не знает, что это за зверь, – объясню в двух словах. Это фотографическая программа, использующая по выбору переднюю или заднюю камеру коммуникатора или планшета, делающая снимок (непременно в квадратном формате, – вроде древних поляроидных), дающая возможность мгновенно наложить на него один из почти двух десятков фильтров (Amaro, Rise, Sierra, Inkwell и так далее), в основном, слегка меняющих тональность снимка или трансформирующих некоторые цвета, – вплоть до их полного убирания и до окраски в сепию, как на совсем уж старых, позапрошлого века, фотографиях. Еще программа может в нескольких видах обрамить снимок и (в варианте iOS) – размыть фон вокруг центра, после чего опубликовать в собственной, Instagram’овской социальной (фото) сети и еще в нескольких, на выбор, в которых вы имеете или готовы завести аккаунт: Twitter, Facebook, Foursquare, Tumblr. В собственной сети у вас могут быть фолловеры (следящие за вами), вы тоже можете выбрать, за кем следить. Можно обмениваться и краткие комментами, можно "лайкать" и так далее… Да! Снимки можно брать не только с фотоаппарата, но и сделанные раньше и где-то сохраненные. Разумеется, и они будут выкадрированы в фирменный квадрат.
Было бы неправдой сказать, что хоть какое-то из перечисленных умений уникально именно для Instagram’а. Есть масса программ и для Android’а, и, думаю, для iOS (пока не так силён в их ассортименте), которые имеют куда больше разных фильтров, причем – тонко настраиваемых, не говоря уж о кадрировании и ассортименте рамок.
А если не полениться и залезть даже не в Фотошоп, а куда-нибудь попроще, – там таких возможностей вообще – необозримо. Существуют сегодня и всякие соцсетевые возможности для фотографов: на том же Android’е практически любую фотку можно выкладывать практически в любую соцсеть, а некоторые из них как раз на фотках и специализируются. Однако… Однако, такая немыслимая популярность случайной не бывает: видно, авторы Instagram’а сумели собрать вместе ровно такой набор эффектов и умений, который так понравился народу. Но главное, думаю, даже не в этом.
А в том, что Instagram и его сеть долгое время были принадлежностью только iOS и окрашены ощущением исключительности, элитности эппловского социума, которое входящие в него так страстно создают и поддерживают. Тут даже до смешного. Один из знаменитых наших блогеров, раздраженный вылетающими один за другим iPhon’ами (что, не поверите, иногда случается: железо, оно железо и есть!), написал, что вполне уже готов перейти на Android, но… пока не делает этого, потому что там нет… Instagram’а. А, едва тот на Android’е появился, в разных соцсетях стали возникать посты "яблочников", что, мол, опошлили эстетскую вещь, дали Instagram в руки "быдлу", и сейчас в Сети появится столько фотографического мусора, что…
Ну да… Реакция вполне понятная, от чего не становящаяся менее смешной. И, возможно, приоткрывающая главный секрет популярности Instagram’а. Который более чем посредственным, чаще – просто плохим фотографиям (которых в Сети большинство) способен придавать эдакий налет намеренной художественности. Точнее – его иллюзию. Скверная фотка, сделанная в полутьме или не в фокусе, но покрытая патиной сепии и/или мелкими "пленочными" царапинами становилась вдруг "антикварной" и потому уже художественной. Кадрирование в квадрат, – пусть даже автоматическое, – оно ведь всё же кадрирование! То же можно сказать и о применении большинства остальных фильтров…
Наверное, в обработке фотографий для придания им того или иного эффекта плохого ничего нет. Когда такую задачу перед собой ставит того или иного масштаба художник. Когда задумывает результат. Когда некоторое время бьется над обработкой. В Instagram’е же – 18 фильтров – и их прикидывают простым перебором и удовлетворяются одним из готовых шаблонов, чаще всего – из первой пятерки, – а ощущение у автора возникает (и в значительной мере передается большинству зрителей), будто это был настоящий художественный процесс. Поэтому, когда я увидел в Твиттере первую Instagram-фотку, – я ею заинтересовался. Второй тоже. Но уже третья была вполне ожидаемой и потому не особо интересной. Привыкнув к эффектам, я снова обратил внимание на суть. "Яблочники" говорят правду, что ожидают много мусора. Но "андроидный" Instagram’овский мусор ничуть не будет отличаться от "айосовского", – ну, разве потребуется немного времени, чтобы андроводы привыкли к Instagram’у. Даже, думается, меньше, чем привыкали "яблочники".
Кстати, у Instagram’а есть свой аккаунт в Твиттере, куда время от времени он выкладывает "отчет за неделю" или "полезные советы". Вот, например.
Присутствует Instagram и в Большом Интернете. В виде блога.
Напоследок несколько совершенно "практических" строк. Поначалу, после объявлении о выходе андроидного Instagram’а, в Market Google Play я его не увидел (сейчас уже появилась и даже есть обновление!) и пришлось идти по ссылке из новости и с некоторым трудом программу устанавливать. Однако, если на Samsung Gaslaxy Nexus она стала непринужденно, на мой планшет HTC Flyer становиться отказалась наотрез. Там при установке шла так называемая "проверка на совместимость", причем, Market помнил про все устройства на Android, имеющиеся у меня или проходившие через мои руки при тестировании, – так вот: Flyer там был несколько дней сереньким, с пометкой о несовместимости. При попытке обмануть, сказав, что хочешь поставить программу на Samsung Galaxy Tab 7.7, установщик написал, что "сейчас, мол, начнется закачка", – однако, судя по всему, попытался качать программу на тот самый Galaxy Tab, на котором от меня и следа не осталось…
Всё это показалось мне как-то… странным! Ну чего, скажите, не хватает HTC Flyer’у, чтобы Instagram согласился на него установиться?!
Пришлось залезть в Сеть и скачать оттуда apk-файл Instagram’а, которых там оказалось множество. И установить на Flyer. Стал легко и заработал в полную силу.
В связи с чем у меня даже возникло подозрение, что этот самый "фильтр устройств" устроили намеренно: для придания даже "опошленному" Android’ом Instagram’у хоть какой-то, хоть некоторой, а элитарности… Но с появлением программы и официально для Флаера подозрение развеялось.
Зато последовавшая вслед за этим новость о покупке Instagram’а Цукербергом или, точнее, Facebook’ом за миллиард долларов(!) не то чтобы удивила, – она случилась как раз в соответствии с невероятной популярностью Instagram’а, – но заставила грустно задуматься о портрете Сетевого Гражданина.
Ибо Цукерберг знает его очень хорошо, – пожалуй, не хуже, чем Джобс знал портрет Покупателя…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции