Константин Богданов, обозреватель РИА Новости
"Титаник" тонул отнюдь не в одиночестве. Как известно сейчас, рядом с ним в ту злополучную ночь находились другие суда, которые видели сигналы, подаваемые с лайнера, – однако ни одно из них не оказало помощи.
Злополучный сосед
В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года на небольшом расстоянии от "Титаника" оказался грузопассажирский пароход "Калифорниан", который шел из Лондона в Бостон. Вечером 14 апреля корабль начал встречать плавучий лед, о чем добросовестно сообщал в эфир.
В 23.00 "Калифорниан" окончательно завяз в ледяном поле и из-за тяжелой ледовой обстановки лег в дрейф. После этого его капитан Стенли Лорд попробовал в очередной раз связаться с находящимся неподалеку "Титаником", чтобы предупредить лайнер об опасности. Радист "Титаника" в хамской форме оборвал своего коллегу Сирила Эванса с "Калифорниана", заявив, что ему мешают поддерживать связь с материком.
В 23.30 вконец вымотавшийся Эванс выключил приемник и, получив разрешение начальства, пошел спать. До утра "Калифорниан" остался без радиосвязи. Через 10 минут "Титаник" врезался в злополучный айсберг. В 0.15 эфир взорвался сигналом "CQD MGY 41.46N 50.24W" – лайнер просил о помощи, сообщая координаты. Услышать его на "Калифорниане" уже не могли.
Однако лайнер оттуда увидели. В 0.45 капитан "Титаника" Смит, оценив всю критичность положения, отдал приказ стрелять красными (аварийными) сигнальными ракетами, в надежде, что их кто-нибудь да заметит.
Приказ был выполнен – за одним исключением. В комплекте судового имущества "Титаника" аварийных красных ракет не оказалось. Стрелять пришлось обычными белыми, используемыми для привлечения внимания в обычной обстановке.
Серии белых ракет были замечены с борта дрейфующего во льдах "Калифорниана", но понять, что они означают и кому принадлежат, Лорд и его старшие офицеры не смогли.
В начале второго часа ночи для очистки совести капитан Лорд приказал посигналить в направлении непонятного судна прожектором, но ответа не получил, после чего дальнейшие попытки связаться с таинственным незнакомцем прекратил. В 2.20 "Титаник" разломился и затонул.
О том, что происходило буквально рядом, экипаж "Калифорниана" узнал только в 4.30 – когда радист вышел на вахту, включил рацию и снял с растревоженного ночного эфира поток переговоров спасателей. Корабль домчался до места гибели и встретил там лайнер "Карпатия", поймавший-таки один из радиосигналов бедствия, но находившийся слишком далеко и начавший спасать людей только в 4.10 утра.
Неоказание помощи поневоле
По возвращении в Штаты капитан "Калифорниана" Стенли Лорд попал в переплет. Ему предъявили, ни много ни мало, умышленное неоказание помощи людям, терпящим бедствие в море.
В основу обвинений положили свидетельство кочегара Уильяма Ферта, заявившего, что той ночью он выходил на палубу подышать свежим воздухом и отчетливо видел тонущий освещенный "Титаник", которому даже не попытались помочь. Следствие не заинтересовал очевидный для всех членов команды "Калифорниана" факт: единственный свидетель Ферт был в крайне плохих отношениях с капитаном.
Карьера Стенли Лорда была разрушена. Неоказание помощи терпящему бедствие в море – едва ли не самое кошмарное преступление, которое только может вообразить себе мореплаватель.
Капитан Лорд сопротивлялся до конца. Уже в 1962 году, на смертном одре, он в присутствии нотариуса запротоколировал свое последнее заявление: "Я, Стенли Лорд, готовясь предстать перед высшим судьей, находясь в здравом уме и твердой памяти, стоя на пороге вечности, вновь заявляю, что невиновен в гибели несчастных людей на борту "Титаника".
Как выяснилось, ему не хватило каких-то считанных месяцев жизни для того, чтобы добиться реабилитации в глазах общественности.
Исключенный третий
История вполне логичного бездействия "Калифорниана" – не самый драматический момент в событиях той ночи. Рядом с гибнущим "Титаником" находилось еще одно судно, которое видело лайнер и которое видели с него.
В деле "Калифорниана" не стыковалась с реальностью ровно одна деталь. Опрос выживших людей с "Титаника" позволял непреложно утверждать, что после аварии мимо лайнера действительно проходило какое-то судно, не обратившее внимание на сигналы терпящих бедствие.
Следствие, недолго думая, посчитало, что это и был корабль Стенли Лорда, а значит, вина капитана доказана. Но ведь "Калифорниан" всю ночь пролежал в дрейфе и не мог никуда идти! Значит, на сцене был кто-то еще?
Как выяснилось уже много позже, там действительно проходил корабль "Самсон", промышлявший нелегальным ловом тюленей в американских водах. Заметив топовые огни на мачтах "Титаника" и пускаемые им сигнальные ракеты, команда "Самсона" посчитала, что их пытается настичь корабль береговой охраны США.
Основания на то у них были. Ведь, напомним, "Титаник" запускал ракеты белого цвета, а не красного, и в том контексте это было логично воспринято, как требование остановиться для досмотра.
Погасив огни и отвернув в сторону, "Самсон" скрылся в ночи. Вернувшись в исландский Рейкьявик, экипаж узнал историю "Титаника". Долго складывать два и два не пришлось: браконьеры поняли, что своим поспешным бегством они фактически бросили более двух тысяч человек на произвол судьбы.
Заговор молчания сложился тут же. Формально моряки были ни в чем не виноваты: сигналов бедствия им не подавали. Однако ни один уважающий себя моряк не станет такое о себе рассказывать – во избежание обратиться в презираемого всеми парию. Тем более, что гнусная травля Стенли Лорда была у всех перед глазами.
Капитан "Самсона" Хендрик Несс молчал все эти полвека. Он видел, как уничтожали Лорда, делая его главным виновником трагедии "Титаника". Как демонстративно не замечали просчетов капитана Смита, судовладельца Брюса Исмея, строителей лайнера и множества других людей, чьи частные недочеты и некомпетентность свились в цепочку невероятных совпадений, приведших к гибели полутора тысяч человек.
Несс и Лорд умерли почти одновременно, в 1962 году. Но незадолго до этого племянник Несса, по-хозяйски роясь в бумагах находящегося при смерти дяди, нашел судовой журнал "Самсона" и личный дневник самого капитана, где была подробно изложена история той ночи.
Племянник попробовал добиться от Несса публикации материалов, а когда это не вышло – "слил" сенсацию в прессу. Под давлением общественности 84-летний старик согласился дать интервью норвежским репортерам.
К сожалению, этого запоздалого признания уже не застал Стенли Лорд – человек, первым предупредивший "Титаник" о возможной встрече с айсбергом.
В кузнице не было гвоздя
Если бы Эванс не выключил свою радиостанцию, а из-за сложной ледовой обстановки подежурил бы еще час, люди с "Титаника" были бы спасены. Но у смертельно уставшего радиста не было ни одной весомой служебной причины и далее оставаться у передатчика. Особенно после того, как его только что, грубо говоря, послали подальше, когда он попробовал по-доброму предостеречь коллег.
Если бы "Титаник" стрелял красными ракетами – и "Самсон", и "Калифорниан" были бы рядом уже через несколько десятков минут и сняли бы людей с гибнущего лайнера. Но красных ракет, будто нарочно, на борту "непотопляемого" гиганта не было.
И словно для того, чтобы подчеркнуть этот факт вопиющего разгильдяйства, судьба подсунула "Титанику" в соседи двух вполне благонамеренных капитанов Лорда и Несса, вся вина которых состояла лишь в том, что они просто не сумели понять в ночи, чего хотел от них тонущий корабль, лишенный штатных средств аварийной сигнализации.