С.-ПЕТЕРБУРГ, 26 апр - РИА Новости. Правительство Петербурга планирует компенсировать потерянные из-за изменений федеральной налоговой политики доходы в казну города за счет акцизов, транспортного налога и повышения цен на билеты в транспорте, сообщил журналистам в среду вице-губернатор Сергей Вязалов. 25 апреля глава финансового блока представил проект поправок в бюджет в Законодательном собрании Петербурга.
Еще на прошлой неделе председатель комитета финансов Заксобрания города Эдуард Батанов сообщил, что доходы бюджета Петербурга в 2012 году могут снизиться еще на 10-15 миллиардов рублей. По его словам, за прошедшие 3,5 месяца темпы сбора налога на прибыль были не очень высокие.
"Подавляющее большинство налогоплательщиков нам заявило о снижении налоговых поступлений. Нам представлены расчеты, на основании которых выпадение доходов может составить порядка 25-35 миллиардов. Десять миллиардов рублей мы учли в первом чтении бюджета. Думаю, что ко второму чтению будет примерно столько же – 10-15 миллиардов рублей", - сказал Батанов.
Выпадение части доходов во многом связано со вступлением в силу федерального закона "О консолидированной группе налогоплательщиков", который предоставляет компаниям возможность платить налоги по месту производства, в результате чего Петербург серьезно потеряет на отчислениях дочек «Газпрома», «Сибура» и других крупных налогоплательщиков.
Согласно озвученным вице-губернатором Вязаловым поправкам, с учетом корректировки проекта, доходы казны Петербурга в 2012 году составят 378,9 миллиарда рублей, расходы - 430,4 миллиарда рублей, дефицит предполагается на уровне 51,5 миллиарда рублей.
Город вносит коррективы
Накануне президент Медведев высказался за увеличение финансовой самостоятельности регионов. В частности, по мнению главы государства, регионы способны самостоятельно распоряжаться частью федеральных средств, а также получать в бюджеты будущие возможные дополнительные доходы, такие как средства от планируемого увеличения акцизов на алкоголь и табак.
Опираясь на высказывание президента и непростую ситуацию с налогами, Смольный активно ищет пути покрытия дефицита бюджета. Так, чиновники пытаются договориться с Минфином о компенсации части выпадающих доходов за счет раздела в равных пропорциях с федералами акцизов на табак и автопром.
"Что касается акцизной политики, мы с федеральным правительством сегодня выясняем отношения в части акцизов табачной и автомобильной промышленности. Дело в том, что таких регионов в стране, где сосредоточено производство и табачных изделий, и автомобилей, не очень много", - сообщил журналистам Сергей Вязалов.
В последние годы Петербург активно тратил средства на строительство автомобильного кластера. И в настоящий момент на окраинах северного мегаполиса функционируют сразу четыре автоконцерна (Toyota , GM, Nissan и Hyundai), которые не намерены приостанавливать или снижать объемы производства. Также в городе действует и табачное производство JTI-ПЕТРО.
«На самом деле, это всегда было предметом доходов города, и постепенно федеральный бюджет оттянул эти доходы на себя»,- заметил в ЗакСе по поводу перераспределения по акцизам вице-губернатор.
Транспортный налог- в одну копилку
Компенсировать сокращение доходов способен транспортный налог, который, по словам Сергея Вязалова, власти не повышали с 2006 года. Уже в следующем году чиновники намерены это сделать. Плюсы от принятия такого решения для города очевидны: все доходы от транспортного налога поступают в полной мере в бюджет.
"Если только учесть инфляционные ожидания по этому налогу, мы бы получили почти 230 миллионов рублей дополнительно, даже не пересматривая в целом шкалу. У нас здесь большие резервы", - сказал чиновник.
Сергей Вязалов рассказал, что в настоящее время в Петербурге действует плавающая шкала ставок транспортного налога. "Если автомобиль новый - от одного до трех лет - 25 рублей за лошадиную силу, от трех до пяти лет - 35 рублей. И только в случае, если автомобиль от пяти лет, ставка - 65 рублей. То есть мы не проходим даже по высшей планке, которую установила часть субъектов РФ",- сказал он.
Сейчас чиновники проводят необходимые расчеты. "Мы будем выносить этот вопрос в Законодательное собрание, но приступим к нему не ранее, чем с будущего года", - сказал вице-губернатор.
По оценкам же автовладельцев, в городе сейчас действует максимальные коэффициенты расчета транспортного налога.
Бюджет «закрыл» Орловский тоннель
Под горячую руку секвестра попал и Орловский тоннель. От дорогостоящего проекта, который концессионерам обошелся бы в 130 млрд рублей, власти в условиях дефицита бюджета намерены отказаться. Федеральную долю средств (33,3%) нереализованной стройки планируется направить на другие городские нужды, например, реконструкцию Обводного канала.
"Мы предложили новое использование этих средств. В частности, рассматривается программа объезда центра - это реконструкция Обводного канала. Нам бы хотелось, чтобы весь транзитный транспорт обходил центр через Обводный канал и попадал на Западный скоростной диаметр. Сейчас уже сделаны расчеты, и мы предлагаем те средства, которые запланированы в федеральном бюджете, чтобы они остались в городе, но были истрачены на более эффективные проекты", - сказал Вязалов.
Концессионное соглашение о проектировании, строительстве, финансировании и эксплуатации Орловского тоннеля, который обеспечил бы круглосуточное движение транспорта между двумя берегами Невы даже в период навигации, правительство Петербурга и ООО "Невская концессионная компания" подписали в середине прошлого года. Проект должен был финансироваться равными долями - по 33,3% инвестором, городским бюджетом и инвестфондом РФ.
Дыры будут латать за счет горожан
Повышение цен на проезд в городском общественном транспорте, самая непопулярная, но, по мнению властей, неизбежная мера. О том, что тарифы будут увеличены, сразу после принятия поправок к бюджету в первом чтении также сообщил вице-губернатор Сергей Вязалов.
В апреле в Петербурге уже увеличилась стоимость проезда в маршрутках с 30 до 35 рублей. Сейчас проезд в городском метро стоит 25 рублей, в наземном общественном транспорте - 21 рубль. По закону, повышение стоимости проезда в городском транспорте должно происходить не чаще, чем раз в год. В этом году с 1 января цены на проезд не поднимали.
"Тарифы на общественный транспорт не повышались с 1 января 2011 года, прошло чуть менее 1,5 лет, поэтому мы в настоящее время этот вопрос рассматриваем. Первое, что мы сделали - провели экономическую экспертизу, и нам подтвердили, что это возможно. Если честно признать, реально мы понимаем, что за год и пять и месяцев с последнего повышения увеличилась заработная плата, выросло (в цене) и топливо", - сказал Вязалов в среду журналистам.
Чиновник не уточнил, когда и на сколько повысят тарифы на общественный транспорт. Однако ранее в СМИ писали, что предположительно с 1 июля метро подорожает до 27 рублей, автобус, троллейбус и трамвай - до 23 рублей за поездк.
Депутаты Законодательного собрания из фракции «Яблоко» уже направили запрос городским властям об обоснованности повышения с 1 июля 2012 года тарифов на проезд пассажиров в общественном транспорте города.