Рейтинг@Mail.ru
Место митинга изменить… можно - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Место митинга изменить… можно

Читать ria.ru в
Дзен
Московские чиновники на этой неделе заговорили о необходимости пересмотра правил предоставления улиц и площадей столицы для проведения массовых акций. Эксперты подчеркивают, что Москва - город вообще плохо приспособленный для массовых акций. Как, прочем, и другие города мира. Но некоторые европейские столицы научились вполне мирно сосуществовать с митингующими.

Илья Бер, обозреватель РИА Новости.

Московские чиновники на этой неделе заговорили о необходимости пересмотра правил предоставления улиц и площадей столицы для проведения массовых акций. Эксперты подчеркивают, что Москва - город вообще плохо приспособленный для массовых акций. Как, прочем, и другие города мира. Но некоторые европейские столицы научились вполне мирно сосуществовать с митингующими.

Прошедшая в последние месяцы в Москве серия митингов в очередной раз обнажила серьезную проблему. С одной стороны, по Конституции граждане России имеют право встречаться в публичных местах мирно и без оружия сколько угодно, когда угодно и где угодно. С другой, люди, не участвующие в митингах, имеют право возмущаться тем, что большие скопления народа в центре города мешают им передвигаться по городу.

Похоже, Москва объективно устала от митингов последних месяцев. Что уж говорить про полицию и коммунальщиков, если даже работники вполне либерально настроенных СМИ создали в Facebook закрытую группу "Журналисты против митингов" под девизом "Верните журналистов в семью!"

При этом западные столицы давно привыкли к митинговой активности, причем не временной, а постоянной. Более того, они научились с ней справляться, никому, даже явным экстремистам, мирных акций не запрещая. Исключение, пожалуй - акция "Захвати Уолл-стрит" в Нью-Йорке. Но она длится уже больше полугода, и там есть своя специфика.

Митинг оппозиции 10 марта на Новом Арбате >>

Акции 23 февраля в Москве >>

Массовые акции 4 февраля >>

Митинг оппозиции в Москве 24 декабря 2011 года >>

Массовые акции в Москве 10 декабря 2011 года >>

Столичные чиновники думают, как изменить закон

Разговор начался с сообщения некоторых СМИ о докладе заместителя мэра Москвы Петра Бирюкова столичному градоначальнику Сергею Собянину о том, что митинги, прошедшие на Пушкинской площади 5 марта и на Новом Арбате 10 марта, осложнили работу коммунальных служб и принесли миллионные убытки бюджету столицы. Также появилась информация анонимного источника в мэрии столицы, заявившего "Интерфаксу" о желании московских властей внести коррективы в федеральный закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании.

Другой заместитель мэра Александр Горбенко, главный переговорщик с оппозиционерами, по праву заслуживший в последние три месяца славу московского Талейрана, дал пространные комментарии, в которых пояснил, что опасения беспочвенны, потраченные деньги не критичны, и никто не собирается ограничивать права митингующих и спешно вносить изменения в нормативные акты. Однако он также заметил, что в 54-м федеральном законе "есть слабо прописанные моменты и неточности, которые можно трактовать по-разному", поэтому в перспективе закон можно улучшать. В том же смысле высказался и председатель Мосгордумы Владимир Платонов, заметив: "Если этот закон будет изменен, то ни в коем случае не для того, чтобы что-то ужесточить, мы совершенствуем законодательство".

В целом, складывается ощущение, что московские власти решили вбросить эту тему в публичное поле и посмотреть на реакцию общественности.

"Москва не приспособлена для митингов"

Опасения вице-мэра Бирюкова понимает профессор Московского архитектурного института Вячеслав Глазычев. В интервью РИА Новости он заявил, что в современном состоянии столица не приспособлена для массовых митингов, потому что в ней не осталось больших незастроенных площадей. "Никаких площадей теперь нет. Есть только транспортные развязки. Поэтому возможностей здесь, к сожалению, без серьезных всяких операций, минимальное количество", - говорит он.

Специалист по градостроительству рассказывает, что часть площадей, вроде Арбатской, Смоленской и, совсем недавно, площади возле Киевского вокзала, были застроены девелоперами, банально искавшими выгоды. Другие, - и тут самый яркий пример это Манежная площадь, - были уничтожены как свободные пространства сознательно, чтобы там нельзя было создавать толпу по примеру выступлений рубежа 1990-х годов. Глазычев считает, что "это было решение абсолютно здравое с точки зрения тогдашней московской власти".

Единственным местом в центре, которое может вместить митинг численностью более 25 000 человек, профессор МАРХИ считает Болотную площадь, представляющую собой "карман", через который не проходят важные транспортные артерии столицы.

Кандидатом на роль пристанища для солидного по численности митинга Глазычев считает также площадь возле Белорусского вокзала, если такая возможность будет учтена при завершении ее бесконечной реконструкции. Кроме того, он предлагает "посмотреть" на неиспользуемые по прямому назначению промышленные территории в центре и неподалеку от центра города.

За последнее время вариантов этого решения в виде предоставления митингующим заранее определенных резерваций было предложено экспертами немало. Вспоминали и про Ходынское поле, и про территорию перед главным зданием МГУ, и про "Лужники", и про московские парки.

Заговорили и про идею Путина устроить в центре Москвы на месте гостиницы "Россия" подобие лондонского Гайд-парка - вот, мол, идеальное решение для митингующих. Правда, причем тут Гайд-парк не совсем ясно. С митингами этот символ Лондона напрямую не связан - они там не проводятся. Похоже, путаница возникла из-за знаменитой достопримечательности "Уголка оратора", где каждый желающий может свободно обратиться к незнакомой публике с речью о волнующих его вопросах. Только публики там может поместиться от силы человек 200. А идея вытаптывать прекрасные газоны парка десятками тысяч ног и пугать праздношатающихся павлинов почему-то никому там в голову не приходит.

Митингующие столицы Запада

В Лондоне парки нужны для экологии и отдыха. А протестуют там регулярно и по всему городу. Митинги по законодательству, как и в России, носят уведомительный характер. Уведомление подается в полицейский участок, расположенный на территории, где планируется проведение мероприятия.

"Я все лично отвожу в полицейский участок, и процедура подачи занимает обычно минуты две. В окошечко отдается форма, отпечатанная в двух экземплярах. Один экземпляр со штампом остается у полиции, другой - у заявителя", - рассказывает житель Лондона Андрей Сидельников, общественный активист, лидер международного движения "Говорите громче", который организовал в Лондоне за последние два года больше десятка массовых акций, в числе которых - митинги "За честные выборы в России".

"Как таковых отказов не бывает, - продолжает Сидельников. - Но есть, конечно, места, где полиция не разрешает проводить такие мероприятия свободно. Например, Трафальгарская площадь". Как и многие другие участки в Лондоне - это частная территория, и чтобы проводить там мероприятия, нужно заплатить за использование земли владельцам. Правда, для простого нахождения там людей, как и во многих других частных владениях Великобритании, никаких ограничений нет.

Андрей рассказал, что он с друзьями подавал заявку на Трафальгарскую площадь, но им предложили либо оплатить аренду, либо выбрать Даунинг-стрит напротив резиденции премьер-министра, либо площадку перед зданием Парламента. В итоге Даунинг-стрит выбрать не удалось - там оказалось уже запланировано на субботу пять других митингов. А в воскресенье часть улицы с главными административными зданиями и вовсе перекрыли - снимали очередной фильм из цикла про Джеймса Бонда. Зато перед Парламентом мероприятие состоялось.

Вся привлеченная на митинги полиция и другие службы оплачиваются властями Лондона из своего бюджета. "Конечно, - соглашается активист, - когда выходит миллион человек, как при Блэре во время протестов против войны в Ираке, в городе наступает коллапс, и ни транспорт, ни [прочие городские] службы не могут работать". Но запретить это никто не может и не пытается.

Во французской столице похожая картина. Организовать там масштабную акцию или митинг достаточно просто. В результате в Париже регулярно устраиваются крупные демонстрации, и им никто не препятствует, даже в центре города, даже в случае перекрытия движения в местах их проведения.

"Если митинг согласован, полиция сама заботится о перекрытии улиц и обо всем, что связано с безопасностью", - говорит общественный активист с французским дипломом политолога Алексей Прокопьев. В Париже, как и в Лондоне, никто не задумывается о трудностях коммунальщиков и стражей порядка. Это внутреннее дело префектуры и полиции.

Ограничения, по словам Прокопьева, все же есть. Непосредственно перед Елисейским дворцом, резиденцией президента Франции, митинговать никто не даст. На некоторых мостах тоже нельзя из соображений безопасности. Кроме того, могут быть ограничения на митинги перед представительствами иностранных государств. Хотя все равно возле посольств пикеты проходят часто.

Прокопьев считает, что московские проблемы с митингами во многом надуманные, поскольку в Москве улицы шире, чем в Париже, и больше площадей. В Париже есть только три большие площади, на которых очень часто проходят разные митинги:
площадь Согласия, площадь Бастилии и площадь Республики. Остальные акции проходят где угодно, например, на бульварах.

Префектура может попросить о переносе акции, если место, на которое подана заявка, в это время уже занята. Но тогда перенос происходит с одной центральной улицы или площади на другую центральную улицу или площадь. Случается это сплошь и рядом, поскольку общественная активность очень высока.

"Мы проводили митинг 10 марта параллельно с митингом в Москве на Новом Арбате, - рассказывает Прокопьев. - Мы его проводили у Фонтана невинных. Это небольшая площадь в самом центре Парижа. Совсем рядом была акция в поддержку честных выборов в Сенегале, и еще на одной соседней площади была акция против директивы ACTA, которая грозит Европейскому союзу установлением цензуры в интернете".

Посмотрим, какой подход победит в Москве - попытка строгой регламентации и выделения отдельных резерваций для митингующих, или вера в саморегуляцию гражданского общества, которое лучше чиновников знает, когда и где ему проводить, так сказать, "встречи" в расширенном составе.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала