Ольга Галахова, театральный критик, главный редактор газеты "Дом актера" - специально для РИА Новости.
На Новой сцене МХТ им. А.П. Чехова, в пространстве даже не малой, а совсем малой сцены поставили пьесу Василий Сигарева "Каренин" – трагикомедию по мотивам романа Льва Толстого "Анна Каренина". Признаться, для меня так и осталось загадкой, зачем этому талантливому уральскому драматургу понадобилось обращаться к ремейку? Делать инсценировку, которая бы воссоздала биографию Каренина, скорей всего, Сигареву было неинтересно. Однако драматург и не дает современной версии событий, не старается найти новый типаж Каренина сегодняшнего дня. Скорее, перед нами сочинение на свободную тему.
Время действия у Сигарева – и век XIX, и век ХХ, и век XXI. Что происходит с государственным мужем, жена которого ему изменяет? Каков государственный чиновник дома? Сначала ревность разрушает его, потом рефлексия лишает цельности, заставляя опрокинуть все сложившиеся до того понятия о приличии, о достоинстве, наконец, о религиозных установлениях.
Это смущение духа приводит к тому, что Каренин теряет какие-либо представления о должном, и не знает сам про себя, что же он сделает и как поступит в следующую секунду своего существования. Каренин, обманутый Анной, сначала жаждет реванша и отбирает у нее сына Сережу. Однако, когда Анна оказывается при смерти при родах дочери от Вронского, Каренин, навещая ее, уступает мольбам жены. Над ее телом муж и любовник мирятся под давлением Анны, которая вынуждает их пожать друг другу руки. Это выглядит не комично, и не трагично, скорее двусмысленно Каренин (Дмитрий Шевченко) и Вронский (Харалд Росенстрем) действуют не по долгу христианского смирения. Тело Анны (Светлана Мамрешева), зажато рукопожатием двух соперников и, кажется, она приглашает участников драмы к любви втроем.
Режиссер Виестурс Мейкшанс ставит историю из жизни госчиновника, который женился на молодой женщине. Каренин в спектакле не старик, но он заметно старше своей жены. Он принадлежит к тому типу мужчин, которые простодушно думают, что если муж и жена живут в браке, то потребности ходить на сторону нет. В глубине сцены во всю ширину за пластиковой стеной идет коридор. Это дача Карениных. На стене висят огромные оленьи рога – недвусмысленный знак семейного положения Каренина. Жизнь его складывается из работы и дома, причем дома он тоже на работе. Начинается спектакль с того, что государственный муж читает документы и, благодаря современной технике, превращает прошения в бумажную стружку, которой завалено все пространство сцены.
Появляется Анна в вызывающем костюме. Под черным гипюровым платьем видно черное белье из бутика типа "Дикая Орхидея". В этой Анне нет драмы, в ней даже нет страсти. Кажется, Вронский не первый соблазнитель в ее жизни. Она равнодушно отметает ревностные вопросы Каренина, его жалкие мольбы оставаться ему верной. Кажется, она привыкла его обманывать, оставлять в кабинете одного, удаляться в спальню в желанном одиночестве. Муж – просто предмет обстановки. Она даже не столько врет Каренину, сколько цинично говорит то, что муж хотел бы услышать, только бы отвязался.
Почему-то Вронский в спектакле говорит с акцентом. Он уж точно не блестящий русский офицер. Скорее, это – смазливый мальчонка, которого богатая дама подцепила в каком-то полу элитном клубе. Кажется странным, что из-за него разгорелся в семействе Карениных весь сыр-бор.
В спектакле Сережу играет мальчик Артем Фадеев. Ребенок очаровательный, но испытываешь какую-то неловкость оттого, что во взрослой истории с изменами задействован милый мальчик. Юный актер разговаривает с отцом о матери, ему поручены весьма пространные диалоги, которые не всегда слышны. И такая достоверность не способствует доверию к театральному повествованию, разрушает сценическую иллюзию.
Доктор, действующий в пьесе, почему-то в спектакле превращен в двух медсестер угрожающего вида. И осмотр у врача, в котором пациента Каренина допрашивают о его мужских физических возможностях, в спектакле ведется этими медсестрами, место которым в сумасшедшем доме, где их крепкое телосложение помогло бы вязать буйных. Они же изобразят почему-то и попов, когда будет отмечаться Христианская Пасха. Что сей режиссерский ход означает? Весь ли этот мир от больницы до церкви – прибежище сумасшедшего дома? Или все эти институции ложные и помощи сломленному Каренину ждать неоткуда?
Дмитрий Шевченко играет Каренина по-своему убедительно. Его персонаж раздавлен, слаб и хватается за соломинку. Когда он приходит к мысли о христианском всепрощении, то на самом деле, нет в этом открытия для его души простой религиозной истины. Ему нужно оправдать этими истинами свою слабость, свою беспомощность, неспособность вернуть Анну.
Еще одно действующее лицо этой трагикомедии Лидия Ивановна блестяще сыграна Полиной Медведевой. Эта наперсница брошенного Каренина любит действовать именем Бога. Но чем больше она обличает Анну и хлопочет за Каренина, тем больше подспудно растет лицемерие и ханжество. Одной рукой крестимся – другой поправляем воротничок, бьем поклоны и тут же подглядываем за ближними. Такая порода живет с восторгом по отношению к самим себе, восхищается несуществующими в себе добродетелями, а на деле просто хочет замуж, и выбрала уже себе Каренина.
Ее наносное христианство есть лишь весьма грубая маскировка человеческой подлости. Но такая Лидия Ивановна при внешнем изяществе – железобетонная, непрошибаемая дама, которая никого не пожалеет и никого не простит. Она сама практически делает предложение Каренину, которое тот, пугаясь и стыдясь, отвергает. Но Лидии Ивановне все нипочем, с нее, как с гуся вода, – отряхнулась, и пошла дальше проповедовать христианские добродетели.
Этот спектакль о слабом человеке, который был отцом, мужем, но в одночасье перестал быть и отцом, и мужем. Вернуть семью невозможно, как и оставаться никем. Этот вопрос задается в начале спектакля, остается таковой и в конце.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции