МОСКВА, 31 янв - РИА Новости. Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин во вторник, в ходе рабочей поездки в Воронеж, посетил одно из ведущих предприятий российской ракетно-космической промышленности - ОАО "Конструкторское бюро химавтоматики" (КБХА), где наблюдал за проведением огневого испытания жидкостного ракетного двигателя РД-0110 для ракеты-носителя "Союз", сообщила пресс-служба Роскосмоса.
Рогозина сопровождали глава Роскосмоса Владимир Поповкин, губернатор Воронежской области Алексей Гордеев и ряд руководителей ведущих предприятий космической отрасли РФ.
Главной целью очередного контрольно-выборочного испытания являлось подтверждение качества изготовленной партии двигателей РД-0110. Для этого после проведения огневого испытания двигатель будет демонтирован со стенда и пройдет дефектацию - тщательную проверку на отсутствие дефектов, после чего будет принято решение о передаче остальных двигателей из партии головному заказчику - изготовителю ракеты (самарское ЦСКБ "Прогресс" - ред.), - говорится в сообщении.
После огневого испытания двигателей РД-0110 Рогозин и участники рабочей поездки посетили цех сборки ракетных двигателей и выставочный центр воронежского предприятия, в котором представлены образцы ракетных двигателей разработки КБХА для космических ракет-носителей, а также межконтинентальных баллистических ракет. В сборочном цехе вице-премьер пообщался с трудовым коллективом предприятия, сообщила пресс-служба Роскосмоса.
Ракетный двигатель 11Д55 (РД-0110) используется на третьей ступени ("Блок-И") ракеты-носителя "Союз-У", которая выводит на орбиту грузовые корабли "Прогресс". Эта ступень, как и сама ракета, производится самарским ЦСКБ "Прогресс". Разработчиком двигателя является воронежское ОАО "Конструкторское бюро химавтоматики", а непосредственным производителем двигателя - ФГУП "Воронежский механический завод". Оба предприятия входят в состав Центра имени Хруничева.
Как уточняется на сайте Центра имени Хруничева, четырехкамерный двигатель с одним турбонасосным агрегатом выполнен по "открытой" схеме, имеет четыре рулевых сопла для управления полетом. Компоненты топлива - керосин и жидкий кислород.
Такой двигатель стоял и на ракете-носителе "Союз-У" 24 августа прошлого года, когда произошла авария грузового корабля "Прогресс М-12М". После старта корабля на участке работы третьей ступени ракеты "Союз-У" на 325-й секунде произошло нарушение работы двигательной установки, приведшее к ее аварийному отключению. Обломки космического грузовика, не сгоревшие в плотных слоях атмосферы, упали в Горном Алтае. Это была первая авария грузового "Прогресса" за более чем тридцатилетнюю историю этих кораблей.
Комиссия, расследовавшая аварию, пришла к выводу, что она произошла из-за "уменьшения расхода горючего в газогенераторе вследствие засорения тракта его подачи", что привело к аварийному выключению двигателя. Члены комиссии пришли к выводу, что выявленный производственный дефект является случайным.
Как сообщалось ранее, Рогозин в Воронеже также провел рабочее совещание, в ходе которого ему были доложены результаты работы межведомственной комиссии по анализу причин аварийной ситуации с космическим аппаратом "Фобос-Грунт", выполнение задач Федеральной космической программы в 2011 году. Кроме того, участники совещания обсудили подходы к формированию стратегии развития ракетно-космической отрасли до 2030 года.
Глава Роскосмоса на совещании сообщил, что причиной аварии межпланетной станции "Фобос-Грунт" стал сбой работы бортового вычислительного комплекса из-за локального воздействия на него тяжелых заряженных частиц космического пространства.
Автоматическая межпланетная станция "Фобос-Грунт" - первая за 15 лет российская АМС, предназначенная для доставки образцов грунта со спутника Марса, - была запущена в ночь на 9 ноября. Маршевая двигательная установка станции не включилась и не смогла перевести аппарат на траекторию перелета к Марсу. "Фобос-Грунт" остался на околоземной орбите, и 15 января обломки зонда упали на Землю в Тихом океане. Стоимость всей миссии "Фобос-Грунт" оценивалась в 5 миллиардов рублей, из которых цена самого космического аппарата составила 1,2 миллиарда рублей.
Кроме того, Поповкин сообщил журналистам, что финансирование новой Федеральной космической программы в рамках стратегии развития отрасли до 2030 года может составить 150-200 миллиардов рублей в год.
Он отметил, что, по оценке экспертов, для нормального функционирования экономики страны России необходимо иметь орбитальную группировку, состоящую из порядка 175 спутников.
По данным Минэкономразвития, бюджетное финансирование действующей ФЦП "Федеральная космическая программа на 2006-2015 годы" определено в объеме 622,328 миллиарда рублей. За шесть лет государство инвестировало в рамках программы 256,377 миллиарда рублей.