Корреспондент агентства "Р-Спорт" Андрей Симоненко во второй записи блога "Крюки и выкрюки" с ЧЕ по фигурному катанию делится впечатлениями об интригах среды - одной несостоявшейся и одной превзошедшей все ожидания.
Несмотря на то, что в среду на чемпионате Европы с короткими программами выступали спортивные и танцевальные пары, а звезды мужского одиночного катания продолжали стоять в очереди, начну сегодняшний рассказ именно с мужчин. Вернее, с мужчины - самого титулованного и прославленного на турнире. С Евгения Плющенко - который продолжает биться со своими травмами.
В среду на катание Плющенко на тренировках без глубокой печали смотреть было невозможно. Какие там четверные прыжки - олимпийский чемпион на них даже не заходил. Аксели в три с половиной оборота - это да, щелкнул несколько штук для разминки. А там, где должны были получаться тулупы в четыре оборота, Плющенко выкручивал только три. Да и после них долго-долго ездил по катку и тряс левой ногой, вправляя выскакивающее колено. Команда олимпийского чемпиона здесь карт не раскрывает и лишних комментариев по поводу состояния спортсмена, ясное дело, пока не дает, но и без них понятно - с мениском у Евгения швах.
Никто не спорит, что более чем достойное выступление травмированного Плющенко в квалификации чемпионата Европы - это героизм. Но вот одной вещи до конца понять не может ни один из тех, с кем я обсуждал тему возвращения Плющенко. Если Евгений говорит, что еще одна операция на колене неизбежна, то почему ее нельзя было сделать сразу после Саранска, и потом спокойно готовиться либо к чемпионату мира в Ницце, либо к следующему сезону?
Вариантов ответа на этот вопрос много, и многие из них не исключают друг друга. "Женя спортсмен до мозга костей, он рвется в бой" - слишком абстрактно. Все, что конкретнее, на данный момент является спекуляцией. Подождем, что дни грядущие нам готовят. Короткую программу Плющенко вместе с остальными участниками чемпионата Европы исполнит уже в четверг днем.
Парное катание и так в последнее время один из самых предсказуемых видов фигурного катания, а сейчас на чемпионате Европы, после отказа от участия в соревнованиях трехкратных чемпионов мира Алены Савченко и Робина Шолковы, интриг почти не осталось. Золото достанется Татьяне Волосожар и Максиму Транькову, которые, вопреки обычной боязни спортсменов сглазить, спокойно говорят сами, что больше конкурентов у них здесь нет. Серебро в руках Веры Базаровой и Юрия Ларионова, и они тоже совершенно не волнуются по этому поводу - знают, что выше не прыгнут, и ниже не упадут.
А вот за бронзу пока что борьба. Ксения Столбова и Федор Климов хоть и идут третьими после короткой программы, но в глазах судей, выставляющих вторую, компонентную оценку, они на данный момент четвертые - после итальянцев Стефании Бертон и Ондрея Хотарека. То есть, Ксюше и Феде, чтобы удержаться на пьедестале, надо взять своих оппонентов техникой - то есть перепрыгать их и перевращать.
Способны? Способны. Как раз в плане базовых вещей, технических основ парного катания Столбова и Климов пара, не побоюсь этого слова, практически образцовая. Параллельный прыжок действительно параллельный, выверенный в своей синхронности до сотых долей секунды. Все выезды подчеркнуты. Параллельное вращение образцовое, словно руки-ноги спортсменов соединены невидимыми нитями, и один партнер в элементе управляет другим. Короче, школа Людмилы и Николая Великовых, выдающихся специалистов парного катания, в действии. Остается надеяться, что на произвольную программу Ксения и Федор выйдут без лишних мыслей и с нужным настроем.
Не секрет, что многие предполагали на чемпионате Европы смену лидеров сборной России в танцах на льду. И получили-таки уже после короткой программы революцию. Но более глобального масштаба - Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев впервые в карьере обыграли французов Натали Пешала и Фабьяна Бурза. Пока это, конечно, только маленькая январская революция - потому что результат промежуточный, и вторая оценка, тот самый показатель рейтинга фигуристов, у действующих чемпионов Европы выше почти на полтора балла. Но двукратные чемпионы России, лидирующие в Шеффилде после короткого танца, перекрыли эту фору технической оценкой. Совсем ненамного - на 0,17 - но перекрыли.
Интересно, что Боброва и Соловьев, выступавшие в коротком танце первыми среди всех претендентов на медали, после проката совсем не выглядели будущими лидерами после первого вида соревнований. Они совершенно прямо назвали свой прокат "нормальным, рабочим", да и по оценкам 65,06 - это даже не личный рекорд. Многие пары в этот день превышали свой лучший результат сезона на пять-шесть баллов, а Екатерина и Дмитрий чуть-чуть до него недобрали. Поэтому в тот момент стало очевидно: теоретический шанс "сломать рейтинг" у двух других российских пар есть. Практический - все-таки у одной. У Елены Ильиных и Никиты Кацалапова. В то, что судьи нормально оценят Екатерину Рязанову и Илью Ткаченко, с учетом их низких баллов на этапах Гран-при, честно говоря, не верилось.
Получилось все наоборот. Рязановой и Ткаченко, выступавшим в той же группе, что и Боброва с Соловьевым, техническая бригада выставила очень неплохие уровни сложности за элементы - три четвертых и два третьих. Судьи с оценками, конечно, чуть пожадничали. 29,49 за компоненты программы - это как-то неправильно. Но 61,34 в итоге - вполне достойно.
А вот Ильиных и Кацалапова технические специалисты прибили к плинтусу. Второй уровень сложности за твиззлы понятен, партнер допустил ошибку. А вот первый уровень за дорожку шагов по кругу означает, что при исполнении этого элемента что-то было сделано принципиально неверно. Однако сами спортсмены только развели руками на просьбу объяснить, что в "круге" могло быть не так. А британский танцор Джон Керр, единственный независимый эксперт, которого автор этих строк успел отловить поздно вечером в попытках что-нибудь понять, начал рассказывать, что дорожка шагов по кругу у Ильиных и Кацалапова была самой классной и здорово исполненной частью программы. После моей ремарки "а почему же тогда она первого уровня" у Керра отвисла челюсть - он еще не видел судейских протоколов…
Что бы там ни скрывалось за уровнями, плюсами и минусами, налицо интрига в танцах, а это всегда классно. Острейшая интрига, которая пробирает до мурашек - в произвольном танце за медали будут бороться семь дуэтов. За золото, положим, только два - Боброва/Соловьев и Пешала/Бурза, а за бронзу - аж пять. И седьмое место Ильиных и Кацалапова после короткого танца совершенно не приговор - во второй оценке за компоненты программы у них третья сумма баллов. Прямо за Рязановой и Ткаченко в непосредственной близости от пьедестала выскочили, как чертики из табакерки, британцы Пенни Кумз/Никлас Баклэнд. А оценки идущих пятыми литовцев Изабеллы Тобиас/Дейвидаса Стагнюнаса - это еще один, уже не знаю какой по счету, лозунг "Шпильбанд форэва" в чистом виде.
Как любит говорить один мой друг и коллега по освещению чемпионата Европы в Шеффилде, отхлебнув из наполненной кружки замечательного традиционного английского напитка - "а жизнь-то налаживается"!