Доживет ли единое государство Ирак до 2013 года? Со дня церемонии окончания американской военной операции в Ираке едва минуло десять дней. А вопрос о разделении страны на три части - шиитскую, суннитскую и курдскую - уже прочно стоит на повестке дня.
На улицах Багдада взрываются бомбы. Десятки погибших. Сотни раненых. Первый вице-президент страны Тарик аль-Хашими объявлен в розыск. Его подозревают в организации террористических актов против своих политических оппонентов. Вам кажется, что в Ираке кризис? А ведь пока вы узнали лишь о внешней канве событий. То, что за всем этим стоит - еще хуже.
Наше путешествие за кулисы иракской национальной трагедии я предлагаю начать с 4 декабря 1921 года. В этот день британка Гертруда Белл оставила запись в своем дневнике: "Я плодотворно провела утро в офисе, определяя южные границы Ирака".
Вы думаете, что наша британка фантазерка? Вовсе нет. После окончания первой мировой войны под управлением Лондона оказались три бывшие провинции Османской империи: Мосул, Багдад и Басра. Англичане решили: этими землями легче будет управлять, если на них будет создано формально независимое государство. Вот так британская колониальная чиновница Гертруда Белл и стала фактической матерью-основательницей современного Ирака.
Искусственные государственные образования редко бывают стабильными. К Ираку это относится в полной мере. Исходя из колониальных интересов Лондона, госпожа Белл запихнула в рамки одного государства три не слишком любящих друг друга общины. Если предельно упрощать, то север Ирака - это земля курдов. В центре живут в основном сунниты. А на юге страны - шииты.
Удерживать такую страну в объединенном состоянии удавалось только с помощью постоянного использования грубой силы. Вот как, например, все выглядело в эпоху правления Саддама Хуссейна. Большая часть населения Ирака - около 65 % - это шииты. Но сам Саддам был суннитом. И большую часть государственных должностей, естественно, тоже занимали сунниты.
После американского вторжения в Ирак эта система рухнула. Шииты и сунниты быстро вступили в кровавый конфликт друг с другом. А курды фактически основали независимое государство.
Долгие годы американцы пытались выстроить в Ираке политическую систему, учитывающую интересы всех трех местных общин. Например, президент Ирака Джалал Талабани - курд. Премьер-министр страны Нури аль-Малики - шиит. А первый вице-президент Ирака Тарик аль-Хашими и заместитель премьер-министра Салех аль-Мутлак были главными представителями интересов суннитов во власти.
И вот 15 декабря американцы официально объявили о своем уходе из Ирака. Премьер аль-Малики сразу же начал действовать по принципу: кот из дома, мыши в пляс. Суннитскому вице-премьеру приказали уйти в отставку. А суннитского первого вице-президента и вовсе объявили в розыск.
Сунниты в ответ грозят кровопролитием. Вице-премьер аль-Мутлак так прямо и заявил: страна распадется на три части. А предшествовать этому будет жестокая схватка за природные ресурсы.
Покидая Багдад, американцы громогласно заявили: война в Ираке закончена. Но мир в Ираке, похоже, может оказаться еще более страшным, чем война.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции