МОСКВА, 9 дек - РИА Новости. На минувшей неделе выяснилось, что Ларс фон Триер избежал судьбы киноизгоя, а "Высоцкий" - провала в прокате, Фонд кино изобрел еще несколько способов завлечь иностранных продюсеров в Россию, а федеральное правительство призналось, что так и не придумало, как реконструировать музей имени Пушкина.
Оправдание "Меланхолии"
На субботней церемонии раздачи "еврооскаров" главным триумфатором оказалась Дания: почетный актерский приз вручили Мэдсу Миккельсену, статуэтку за лучшую режиссуру - Сюзанне Биер, а призы за лучшую работу оператора и художника, равно как и главная награда, за лучший фильм, достались "Меланхолии" Ларса фон Триера - тому самому фильму, на котором, как казалось в мае, может завершиться карьера режиссера, некстати брякнувшего на пару сотен камер, что он, в принципе, понимает Гитлера. "Это кинематографическое самоубийство!" - поспешил заявить Клод Лелуш. Оказалось, зря торопился. Да и дело против фон Триера, возбужденное в соседнем с Каннами Грассе, благополучно решили закрыть во вторник: "господин фон Триер не занимался целенаправленным оправданием военых преступлений и вдобавок говорил на чужом языке в крайне напряженной ситуации", - заявил прокурор Кайо. Впрочем, с прессой режиссер все равно решил больше не общаться: в Берлин за наградой он откомандировал жену, велев ей "приветственно помахать и улыбнуться" всем собравшимся.
Спасибо, что живой
Пятилетние усилия "Дирекции кино", то есть Первого канала, не прошли даром: за выходные на безымянную маску, изображающую Высоцкого, собралось посмотреть больше полутора миллионов человек. Несмотря на как минимум сдержанные рецензии, картина выручила 11 с лишним миллионов долларов, почти отбив за первые четыре дня проката свой производственный бюджет и оттеснив на второй план вампиров из "Сумерек". Если так пойдет дальше, есть шанс, что окупится и стоившая 5 миллионов долларов промо-кампания.
Все флаги в гости будут к нам
Когда полтора года назад Петербургский экономический форум вдруг заинтересовался кинематографом, приехавшие туда голливудские специалисты обрисовали простую программу действий: чтобы индустрия заработала, в ней все должно происходить по понятным правилам; чтобы в нее пришли западные деньги, надо, чтобы западным подюсерам было выгодно у нас снимать. Великобритания, Румыния, Чехия, Новая Зеландия возвращают продюсерам часть средств, потраченных на создание рабочих мест в этих государствах; надо, чтобы так поступала и Россия. Европейские государства снимают фильмы сообща, а потом показывают их во всех странах, участвовавших в процессе; надо, чтобы Россия подключалась к копродукциям. Ровно этим рекомендациям и следует Фонд кино: весной он добился включения нашей строны в европейский фонд Eurimages, потом начали появляться договоры о копродукциях и совместные кинофонды, теперь эти кинофонды проводят совместные сценарные тендеры (итоги одного объявили в конце октября в Онфлере, итоги второго подведут в феврале на Берлинале); на этой неделе объявили, что в Московской, Ленинградской, а возможно и еще какой-нибудь области станут возвращать деньги продюсерам, на прошлой - что помогут финансами зарубежным прокатчикам наших фильмов. Осталось только начать снимать.
Музейный пятилистник
Пока на Триумфальной площади собирались митингующие, премьер-министр Владимир Путин решил сходить в музей. Да не в простой - в Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина, который в ожидании своего столетнего юбилея бьет все рекорды популярности у зрителей.
И мог бы стать еще более мощным местом силы, если бы удалось осуществить грандиозные планы по его преобразованию в целый музейный комплекс с новыми зданиями, реконструированными старыми, подземным пространством, парком и выходом из метро. Вынашивались они не один год: музей под руководством своего вот уже полвека бессменного директора Ирины Антоновой прирастал новыми зданиями, расширялся, и в результате стало ясно, что необходима архитектурная концепция, чтобы все это богатство привести к единому знаменателю и освоить на благо посетителям.
В этом смысле 2008 год стал особенно информативно насыщенным и вести о том, как все должно получиться в итоге, поступали с завидной регулярностью. На архитектурной биеннале в Венеции был представлен макет проекта, подготовленный бюро британского архитектора Нормана Фостера, потом он совместно с "Моспроект-5" выиграл конкурс на реконструкцию ГМИИ, а музейное руководство рассказало, что она будет закончена в три этапа к 2018 году. Так, к столетию юбилея в 2012 году планировалось построить фондохранилище и завершить реставрацию усадьбы Вяземских-Долгоруковых позади музея, где должна была разместиться картинная галерея 19-21 веков. Однако в силу разных обстоятельств это так и не осуществилось, и сейчас директору музея Ирине Антоновой приходится констатировать, что из-за всевозможных согласований и прочего остывание по срокам получается уже приличное, поэтому не понятно, получится ли все завершить к означенному году. Не ясно также, каким в итоге будет облик музейного комплекса. По предложению Фостера, в его состав должно войти несколько зданий в современном стиле - например, здание для выставок в форме пятилистника, который задумывалось построить напротив храма Христа Спасителя.
Казалось, что все уже отчаялись услышать о каком-то развитии этой истории, и вот - встреча Антоновой и Путина. Сказать, чтобы она была совсем уж бесполезной, невозможно: по мнению премьер-министра, выделяемых 23 миллиардов рублей должно хватить на все юбилейные хлопоты - и выставки, и строительство. А проект, который, по идее, уже должен был осуществляться, решено вынести на общественное обсуждение, чтобы "не повторить ситуации со строительством здания холдинга "Газпром" в Санкт-Петербурге".
Несомненно, пятилистник Фостера нельзя назвать образцом классической архитектуры, но, к счастью, его высота - далеко не те самые 400 метров. Однако, может статься, в городе появится еще одно подобие "Царицына" вместо той архитектуры, которая через века могла бы стать символом своего времени.